Социальная диагностика как технология социальной работы
Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Социальная диагностика как технология социальной работы
Аннотация. В статье рассматривается социальная диагностика, как технология социальной работы.
Ключевые слова: Социальная работа, социальная диагностика, технология социальной работы.
В социальной работе существует много технологий позволяющий точно поставить социальный диагноз, решить проблему, а также предотвратить ее, но нельзя обойтись без начального этапа, а именно социальной диагностики. Ежедневная практика специалиста по социальной работе состоит в грамотном распоряжение ресурсов, и точной постановки социальной болезни, которая достигается в свою очередь через социальную диагностику.
Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов, выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Стоит понимать, что социальная диагностика подразумевает определение социальных явлений и процессов, что бы в дальнейшем эту информацию можно было переработать, систематизировать и провести качественный анализ тех самых процессов и явлений. Понятие «диагноз» было заимствовано из медицины, где отвечает за правильность постановки заболевания и методов ее лечения. В социологии термин понимается как: 1) распознавание и анализ социальных проблем; 2) процесс анализа с формулированием обоснованного заключения о предмете рассмотрения; 3) отрасль социальных наук, отвечающая за методы получения знания об обществе.
Целью социальной диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, её оформление для дальнейшего использования. Диагностика очень обширное понятие и меняется в зависимости от науки или метода рассмотрения.
Рисунок 1. Принципы социальной диагностики
1)Принцип конфиденциальности (Секрет результатов, неразглашение 3 лицам социального диагноза, без специального согласия самого клиента. В случае детской диагностики на разглашение требуется разрешение родителей, опекуна и т.д);
2)Принцип ненанесения ущерба (Результаты диагностики должны служить только благим целям, носить выгодный характер для клиента и его социального и медицинского состояния, все результаты, признанные приносить вредные, не должны состояться);
3)Принцип эффективности (В практической деятельности важна точность и эффективность, важно использовать только те рекомендации, методы и технологии, которые могут принести существенный результат, нельзя использовать не официальные или частные технологии, не получившие одобрения мировой практики или научной обоснованности);
4)Принцип системности (Как медицинские проблемы имеют причинно-следственный эффект и состоят из комплексных проблем: психологических, хронических и т.д, также и социальные имеют сеть причин. Необходимо проводить анализ его привычной или же микросоциальной среды, в которой находится человек, с какими людьми он взаимодействует и как происходит это взаимодействие);
5)Принцип клиентоцентризма (Все проблемы клиента, а также его мнение, политика, экономика и мировоззрения в целом, должны также рассматриваться со стороны клиента, и прав клиента, для лучшего понимания ситуации);
6)Принцип объективности (Данный принцип предполагает, независимость исследователя от пожелания начальства, тенденций, просьб друга и т.д, а также специалист по социальной работе при получении должных результатов должен действовать согласно профессионально-этическому кодексу с применением научных данных, методов и технологий, а не с применением жизненного опыта и т.п.);
7)Принцип причинной обусловленности (Каждая проблема не происходит из «пустых» фактов, всегда есть явления и процессы, протекающие параллельно, которые необходимо установить, устранить и предотвратить новое появление);
8)Принцип комплексного подхода (Социальные проблемы, явления, процессы и события не могут раскрыть весь свой потенциал, всю свою глубину без взаимосвязи и обусловленности);
9)Принцип верификации (Научная обоснованность и подтверждаемость социальной информации, т.е установка правдивости, достоверности, возможности проверки при похожих случаях или при других социальных проблемах).
Социальная диагностика является незаменимой технологией в социальной работе, особенно актуально она себя показывает при формулировке социального прогноза, где диагнозы приобретает следующую классификацию:
1)По объекту (которые распространяются на все группы в обществе, в том числе и все регионы)
2)По времени определения (длительные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные (происходят моментально, либо в очень короткий срок до 2-3 дней));
3)По формообразованию (существуют социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические);
4)По сферообразованию (бывают в деятельности труда, образованию, культуры, быта, науки, искусства, досуга);
5)По диапазону охвата (односторонние или простые, всесторонние или комплексные, корреляционные);
6)По детерминации (объективные или субъективные);
7)По методическому обоснованию (экспериментальные, которые ставятся после проведения эксперимента; статистические, ставятся по анализу статистики; гипотетические, предполагаемые; аналитические).
Социальный диагноз нельзя считать завершенным, пока социальный работник продолжает диагностировать социальные проблемы клиента, в процессе взаимодействия могут появится дополнительные факты, способствующие изменению социальной действительности клиента. Подобные процессы вносят в решающие действия важные факторы, особенно если речь идет о системном изменении. Структура технологического процесса социальной диагностики предполагает следующие элементы:
1)Социальная проблема (на этом этапе происходит запрос клиента в социальное учреждение, где произойдет решение о принятии данного запроса или его отказа);
2)Сбор и анализ информации общего характера (данные которые необходимо собрать, а именно Адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д);
3)Контакт с клиентом (На этом этапе происходит непосредственный первый контакт прямой или мобильный с будущем клиентом социальной работы);
4)Сбор специальной информации (Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние проблемы клиента, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной жизненной ситуации.);
5)Постановка социального диагноза (Самый важный этап, который отвечает за все дальнейшие деятельности специалиста по социальной работе, отвечает за дальнейшие пребывание клиента. Методы и технологии использованные в этом этапе решат или не решат социальные проблемы клиента, а также дадут ответ на повторные мероприятия и эффективность уже поставленного социального диагноза);
6)Оценка эффективности социальной диагностики (Существуют определенные критерии оценивания, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать дальнейшего провала).
Рисунок 2. Критерии оценивания эффективности проведения
Таким образом получается, что социальная диагностика – это общая комплексная технология социальной работы, проникающая в самую суть проблемы клиентов социальных служб. Специалисты по социальной работе в любой отрасли должны работать согласно профессионально-этическому кодексу, владеть научными знаниями и навыками для проведения всех технологий социальной работы, в том числе и социальной диагностики.