Возможности бумаги как образовательного ресурса
Конференция: LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Возможности бумаги как образовательного ресурса
Бумага – это материал, который знаком каждому из нас. В современном мире мы сталкиваемся с ней практически везде: книги, журналы, тетради, пакеты, коробки и многое другое. Но на самом деле, бумага – это не только материя для передачи информации и упаковка. Бумага – это разнообразный, многофункциональный, пластичный материал, который имеет богатую историю. С ее помощью создаются удивительные произведения искусства: картины, панно, скульптуры, предметы бутафории, различные интерьерные украшения, дизайнерские изделия, бумажные композиции, макеты и даже декоративная посуда.
В образовании бумага занимает особое место. Используя ее пластические возможности, человек может познавать принципы формообразования, разбираться в основах конструирования, развивать творческое и пространственное мышления.
Процесс изучения бумаги как образовательного ресурса обязательно должен быть структурирован педагогом. В первую очередь необходимо заинтересовать учащихся, поэтому важно не просто познакомить, а погрузить своих подопечных в увлекательный мир бумаги. Это является первым этапом в образовательном процессе – показать, как важен и интересен данный материал в творческой деятельности. Чтобы максимально раскрыть пластические возможности бумаги, в первую очередь нужно познать ее специфику, а значит – обратиться к истории ее создания.
По предположениям ученых, первым материалом для письма, наиболее близким к современной бумаге, является папирус. Его изобрели в Древнем Египте, когда жители нашли способ использовать тростник «барбур» в качестве материала для изготовления плоских мягких листов. По другой версии, технология изготовления бумаги была изобретена в начале II века в Древнем Китае. Цай Лунь позаимствовал у тюрков технологию создания тонкого войлока, заменил исходное сырье – и получил плотные растительные пластины. Чуть позднее, в Индии научились выделывать тонкие волокнистые листы из старых парусов и канатов, пенькового и льняного тряпья, а в начале VI века в Японии стали вырабатывать бумагу из коры шелковицы.
С течением времени у бумаги появлялись новые свойства и качества. В настоящее время в зависимости от способа обработки сырья и особых добавок (каолин, мел, гипс, клей и др.) производится около 5000 видов бумаги.
Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что, несмотря на различные версии происхождения, бумага всегда имеет волокнистую структуру. Данный факт педагог может продемонстрировать на практике: сложить лист вдоль и поперек волокон. Сгиб, сделанный вдоль, будет ровным и аккуратным, а поперек – ступенчатым.
В завершении первого этапа обучения, педагог не может обойти стороной мастеров бумагопластики, которые создают настоящие произведения искусства. С помощью информационных источников, доступных нам в XXI веке, можно показать, как некоторые художники берут за основу способность бумаги создавать ломаные плоскости, как некоторые используют цвет и основы композиции, а другие творцы создают из резаной бумаги неповторимые фактуры и многое другое. Важно донести до учащихся, что простор для творчества из бумаги неограничен, важна только идея и правильно подобранная бумага.
После подробного анализа изучаемой темы, был сформирован вывод, что только с помощью практических заданий и экспериментов с различными видами бумаги учащиеся смогут понять и прочувствовать возможности данного материала. Поэтому вторым этапом изучения возможностей бумаги является серия заданий, составленных на основе древних и современных техник обработки бумаги, а также выделяется время для самостоятельных экспериментов и выполнения авторской работы каждым учеником/студентом.
Основные приемы обработки бумаги, которые изучаются в первую очередь: изгибание, складывание, гофрирование, фальцевание (заглаживание по линии сгиба), тиснение (продавливание по шаблону) и резание (вырезание, надрезание, прорезание). Когда данные приемы освоены учащимися, можно переходить к конкретным техникам обработки бумаги. Хорошим дополнением к практическим заданиям будет краткий рассказ об истории каждой из изучаемых техник.
Наиболее известные бумажные техники:
- Оригами – искусство складывания бумажных фигурок из цельного квадратного листа (в частности кусудамы);
- Вытынанка – искусство вырезания различных цельно-силуэтных или прорезных композиций;
- Папье-маше – создание объектов из застывающей бумажной массы;
- Киригами – техника, объединяющая вытынанку и оригами;
- Аппликация – создание узора/изображения из цветных фрагментов;
- Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.
С развитием и распространением бумаги появляется «бумагопластика» - искусство художественного моделирования объемных композиций и скульптур. Суть этой творческой деятельности состоит в том, чтобы решить задачу, как создать из плоского листа ту или иную композицию, скульптуру или макет. Основными приемами бумагопластики являются: «гармошка», «бабочка», «объемный круг», «седло/глаз», «волны».
Рисунок 1. Основные приемы бумагопластики
Изучив вышеизложенные приемы и техники, можно приступить к экспериментальной части обучения. Примеры дальнейшей деятельности:
- Эксперимент «бумажное панно». Выбрать модуль (цилиндр, пирамида, «гармошка» и др.), создать из повторяющихся элементов композицию. Модули могут быть как одного размера, так и разного, выкладываться в одном или нескольких направлениях, быть одного или нескольких цветов и т. п.
- Эксперимент «объемные формы из складчатых структур». Создать складчатую форму по принципу тесселяции (сетки). Сгибать, направлять ее в разные стороны, совмещать углы.
- Эксперимент «прорезные объемные формы». Прорезать складки в плотной бумаге по задуманному принципу. Выгнуть их в одну или разные стороны относительно плоского листа.
Таким образом, изучив богатую историю бумажной формы и выполнив ряд заданий вместе с учащимися, можно прийти к заключению, что бумага – это доступный и интереснейший материал для образования. С ее помощью мы можем открывать не только новые области ее применения в искусстве, но и развивать пространственное и творческое мышления, а также применять знания конструирования и макетирования в архитектуре, скульптуре и др.