Статья:

Проблемы восприятия литературного произведения младших школьников

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дьячковская К.В. Проблемы восприятия литературного произведения младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы восприятия литературного произведения младших школьников

Дьячковская Карина Валерьевна
студент 3 курса, Северо-Восточный федеральный университет, Педагогический институт, РФ, Республика Саха Якутия, г. Якутск

 

Одним из актуальных проблем обучения младших школьников является формирование полноценного навыка чтения. В чтении, самое главное не количество, а качество его восприятия. Если ребенок быстро читает и не понимает содержание текста и смысл каждого слова, то у него не развивается нравственные качества, умение анализировать прочитанное, он не может высказать свое мнение, разделить свои взгляды с одноклассниками, в общем, он не становится полноценно развитой личностью. Если ребенок, который не умеет читать переходит в среднее звено, то он не в силах освоить программу. У него формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.

Это утверждают многие психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, О.И. Никифорова, Р.Арнхейм), они особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес [1].

Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Если детям не прививать чуткое, вопросительное отношение к незнакомым словам, словосочетаниям и выражениям, у них развивается невнимание к целым предложениям. В результате они не вычерпывают все содержание текста, довольствуясь скольжением по поверхности смысла. В школьном возрасте дословное запоминание становится тормозом для развития умения пересказывать своими словами, и следовательно понимать читаемое [2].

Не секрет, что сейчас данная проблема стоит остро почти во всех школах. Поэтому, с целью выявления уровня восприятия художественного произведения младших школьников, мы провели проектную работу во 2 классе Начальной школы лаборатории и Школе №26 города Якутска. Из школ были задействованы по 13 учеников. Уровень восприятия художественного произведения учащихся устанавливался на основе анализа результатов читательской деятельности – постановки вопросов к тексту «Цветок кактуса» М. Скребцова. Анализ ответов показал, что в классе Начальной школы лаборатории преобладает фрагментарный уровень – 62 %, на втором месте стоят констатирующий уровень 15 % и уровень героя с отблеском идеи – 15 %. И на третьем месте уровень героя 8 % (Рис.1).

 

Рисунок 1. Уровень восприятия художественного произведения учащихся 2 класса Начальной школы лаборатории

 

Результаты исследования показали, что из 13 учащихся 8 находятся на «Фрагментарном уровне» является показателем отставания в литературном развитии, так как фрагментарный уровень восприятия нормален для трех – пятилетних детей. У данных детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. По вопросам видно, что дети читали текст не внимательно, поверхностно и не старались понять деталей текста, в итоге неправильно сформулировали вопросы.

На констатирующем уровне находятся 2 учащихся. При постановке вопросов к рассказу они стремились, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, характерную для данного уровня восприятия. Здесь дети повторили постоянно задаваемые общие вопросы учителя на уроке литературы. Авторская позиция, художественная идея остались неосвоенными.

На уровне «героя» находится 1 ученик. Он, в основном, придумал вопросы на выявление мотивов поведения персонажа, на оценку героя, на установление причинно-следственных связей. Его, прежде всего, интересуют герой, его действия, эмоции. Поэтому по вопросам видно, что он главный акцент делает на героя, а об авторе сказки не вспоминает.

2 ученика находятся на уровне «Героя», но у них проявляется уровень «Идеи».Этих учащийся интересует события и образы героев. Еще они более близки к авторской позиции и обратили внимание на название произведения.

Анализ ответов учеников Школы №26 показал, что в классе также преобладает фрагментарный уровень – 54 %, на втором месте стоят констатирующий уровень 30 %. И на третьем месте стоят уровень героя 8 % и уровень идеи 8 %. (Рис.2).

 

Рисунок 2. Уровень восприятия художественного произведения учащихся 2 класса Школы №26

 

На фрагментарном уровне находятся 7 человек. У них также отсутствует целостное восприятие произведения, а также имеют маленький словарный запас. На констатирующем уровне художественное произведение воспринимают 4 учащиеся. Они задавали вопросы строго по сценарию. Ответами на эти вопросы можно пересказать весь текст. Только один ребенок воспринимает художественное произведение на уровне «Героя» и один ребенок на уровне «Идеи».

Из этого можно сделать вывод, что качество восприятия художественного произведения в данных школах не удовлетворительно. Так как, во втором классе большинство учеников должны находится хотя бы на констатирующем уровне и на уровне героя.

В заключении, мы хотим сказать, что развитие навыков чтения в младшем школьном возрасте очень важна. Так как, роль чтения в развитии каждого ребенка велика. Грамотное чтение оказывает огромное влияние на развитие ребенка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребенка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребенка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт.

 

Список литературы:
1. Богданова О.Ю., Леонов.С.А., Чертов.В.Р. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Издательский центр «Академия». – 400с.
2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.