Формирование структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста
Аннотация. Статья посвящена практическому изучению коммуникативной компетентности младших школьников, в том числе младших школьников с ОВЗ. В статье отражены результаты эмпирического исследования структуры коммуникативной компетенции младших школьников. В тексте также освещены результаты исследования до и после участия детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих занятий направленных на формирование коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникация; коммуникативность; компетентность; коммуникативная компетентность, структура коммуникативной компетентности.
Общение в настоящее время выступает как один из необходимых компонентов жизни людей, без общения невозможно полноценное формирование, как отдельных психических процессов человека, так и личности в целом. Обществу необходимы люди гибкие, которые быстро адаптируются и социализируются, способные существовать в быстро изменяющемся социуме. Жизнь в обществе подразумевает выстраивание совместной деятельности. Именно благодаря общению организуется общественная деятельность и взаимоотношения с окружающими. Высокоразвитая коммуникативная компетентность дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
Младший школьный благоприятный период для формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать, воспринимать информацию от собеседника и грамотно выстраивать речевое общение. Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, так как степень её сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
На основе анализа литературных источников по данной проблеме нами была разработана структура коммуникативной компетентности, которая отражена на рис. 1.
Рисунок 1. Структура коммуникативной компетентности
Подробное описание компонентов коммуникативной компетентности представлено в полном тексте работы. Данные компоненты тесно связаны между собой. Если у ребенка возникают трудности в освоении одного из них, то это негативно сказывается и на развитии остальных компонентов
Оптимальное развитие всех представленных компонентов свидетельствует о развитой коммуникативной компетентности учащегося и способствует социально-психологическому благополучию учащего в коллективе.
Результаты исследования структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста
По результатам корреляционного анализа по Пирсону были составлены структурограммы коммуникативной компетентности младших школьников группы норма и младших школьников с ОВЗ представленные на рис. 1 и рис. 2.
Рисунок 2. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников группы норма |
Рисунок 3. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ |
Примечание. Цифрами обозначены элементы структуры коммуникативной компетентности:
1 - Проявляет и инициирует общение; 2 - Поддерживает общение начатое собеседником; 3 - Слушает и понимает речь собеседника; 4 - Учитывает интересы, мнение и потребности собеседника; 5 - Перестраивается при изменении темы разговора; 6 - Мотив общения; 7 - Особенности отношения к сверстникам; 8 - Широта круга общения; 9 - Отношение к лидерству; 10 - Поведение в случае отвержения; 11 - Особенности общения со взрослыми; 12 - Уровень сформированности образа сверстника; 13 – Статусная группа.
Построенные структурограммы дают возможность проанализировать структуру по основным показателям – когерентности, дифференцированности, организованности и функциональной роли элементов структуры.
Одним из основных показателей сформированности структуры является её когерентность. Когерентность отражает степень скоррелированности (согласованности) элементов в корреляционной матрице. По полученным нами данным видно, что когерентность структуры коммуникативной компетентности младших школьников группы норма значительно выше, чем в структуре коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ. Положительно значимых связей в структуре на рис. 2 значительно больше, что обеспечивает данной структуре больший вес, и свидетельствует о том что элементы данной структуры тесно связаны между собой. На рис. 3 значительно меньше количество положительно значимых связей, кроме этого есть элементы, которые не имеют связей с остальными. Сравнивая две структурограммы можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ недостаточно сформирована и имеет меньший вес по сравнению со структурой коммуникативной компетентности младших школьников группы норма.
Еще одним важным показателем при анализе структуры является индекс организованности структуры. Данный индекс выше в структуре коммуникативной компетентности младших школьников группы норма. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данная структура является более четко организованной, чем структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ.
Сравнительный анализ структурограмм коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до и после участия в коррекционно-развивающей программе
По результатам корреляционного анализа по Спирмену были составлены структурограммы коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе и после представленные на рис. 4 и рис. 5.
Рисунок 4. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе |
Рисунок 5. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после участия в коррекционно-развивающей программе |
Примечание. Цифрами обозначены элементы структуры коммуникативной компетентности:
1 - Проявляет и инициирует общение; 2 - Поддерживает общение начатое собеседником; 3 - Слушает и понимает речь собеседника; 4 - Учитывает интересы, мнение и потребности собеседника; 5 - Перестраивается при изменении темы разговора; 6 - Мотив общения; 7 - Особенности отношения к сверстникам; 8 - Широта круга общения; 9 - Отношение к лидерству; 10 - Поведение в случае отвержения; 11 - Особенности общения со взрослыми; 12 - Уровень сформированности образа сверстника; 13 – Статусная группа.
Построенные структурограммы дают возможность проанализировать структуру по основным показателям – когерентности, дифференцированности, организованности и функциональной роли элементов структуры.
Одним из основных показателей сформированности структуры является её когерентность. Когерентность отражает степень скоррелированности (согласованности) элементов в корреляционной матрице. По полученным нами данным видно, что когерентность структуры коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после участия в коррекционно-развивающей программе выше, чем в структуре коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ до участия в данной программе. Положительно значимых связей в структуре на рис. 5 значительно больше, что обеспечивает данной структуре больший вес, и свидетельствует о том, что элементы данной структуры теснее связаны между собой. На рис. 4 значительно меньше количество положительно значимых связей, кроме этого есть элементы, которые не имеют связей с остальными. Сравнивая две структурограммы можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе была недостаточно сформирована и имела меньший вес по сравнению со структурой коммуникативной компетентности после участия детей в системе специально организованных занятий.
Еще одним важным показателем при анализе структуры является индекс организованности структуры. Данный индекс выше в структуре коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после прохождения коррекционно-развивающей программы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности после коррекционно-развивающей программы стала более организованной.
Выводы:
С помощью сравнения двух независимых выборок по t критерию Стьюдента нам удалось выявить, что показатели коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ развиты значительно ниже, чем у младших школьников группы нормы. Таким образом, мы сделали вывод о том, что дети с ОВЗ нуждаются в специализированно организованных коррекционно-развивающих занятиях направленных на развитие коммуникативной компетентности.
С помощью корреляционного анализа нами были составлены и проанализированы структурограммы коммуникативной компетентности учащихся группы норма, а также структурограммы коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ до и после проведения коррекционно-развивающей программы. Таким образом, мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что коммуникативная компетентность младших школьников группы норма имеет определенную структуру. И через систему специально разработанных технологий и методов коммуникативная компетентность младших школьников с ОВЗ также приобретает структуру.