Использование техник семейной терапии для формирования soft skills у подростков
Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Использование техник семейной терапии для формирования soft skills у подростков
USING FAMILY THERAPY TECHNIQUES TO DEVELOP SOFT SKILLS IN ADOLESCENTS
Elena Maslova
Student, Perm State humanitarian and pedagogical University, Russia, Perm
Denis Smirnov
Scientific supervisor, Cand. psychol. sciences, associate professor, Perm State humanitarian and pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация. В работе обосновали значимость развитии soft skills (саморегуляция, умение планировать и программировать свои действия, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость и т. д.) у подростков. Проанализировали роль использования техник семейной терапии при формировании данных навыков. Обозначили цель исследования, как создание условий и проверка их эффективности для развития soft skills учащихся в образовательном учреждении с использованием техник групповой семейной терапии, направленных на коррекцию деструктивных родительских предписаний, принятых подростками.
Описали исследование и провели сравнительный анализ результатов формирования данных навыков с использования техник семейной терапии, и результатов, полученных в традиционной тренинговой группе. Обозначили диагностические методы - тесты, опросы. Сделали вывод о важности исследования для внедрения описанной практики в образовательном учреждении.
Abstract. The paper substantiates the importance of developing soft skills (self-regulation, the ability to plan and program their actions, emotional intelligence, cognitive flexibility, etc.) in adolescents. We analyzed the role of using family therapy techniques in the formation of these skills. The aim of the study was to create conditions and test their effectiveness for the development of soft skills of students in an educational institution using techniques of group family therapy aimed at correcting destructive parental prescriptions adopted by adolescents. We described the study and conducted a comparative analysis of the results of forming these skills using family therapy techniques, and the results obtained in a traditional training group. Identified diagnostic methods-tests, surveys. We concluded that the study is important for the implementation of the described practice in an educational institution.
Ключевые слова: soft skills, формирование надпрофессиональных навыков, методы семейной терапии, групповая психотерапия, подростки, эмоциональный интеллект, саморегуляция, планирование, программирование когнитивная гибкость.
Keywords: soft skills, formation of superprofessional skills, methods of family therapy, group psychotherapy, adolescents, emotional intelligence, self-regulation, planning, programming, cognitive flexibility.
Введение. Национальный проект "Образование", в частности, федеральный проект "Современная школа" в п.1.19. предусматривает обновление ФГОС общего образования, в том числе требований к результатам освоения образовательной программы общего образования в части формирования базовых знаний, умений и навыков, формализации "гибких компетенций", являющимися надпрофессиональными навыками.
Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») - это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Soft skills - это то, что может «взять с собой» профессионал, меняя отрасль или вид деятельности, это важные для карьеры сквозные навыки, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми.
Целью данного исследования было создание условий и проверка их эффективности для развития soft skills учащихся в образовательном учреждении с использованием техник групповой семейной терапии, направленных на коррекцию деструктивных родительских предписаний, принятых подростками.
Согласно исследованиям департамента менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь, на данный момент не существует единого определения и перечня таковых навыков как в научном мире, так и в бизнес-среде. Были проанализированы региональные различия в ключевых гибких навыках по Пермскому краю. Исследовательской группой была разработана анкета для работодателей, включающая в себя перечень 35 soft skills с описанием индикаторов поведения. В результате, Топ-10 soft skills в Пермском крае выглядит следующим образом:
1. Клиентоориентированность
2. Тайм-менеджмент
3. Умение решать сложные задачи
4. Информационная грамотность
5. Активное обучение
6. Устная коммуникация
7. Критическое мышление
8. Когнитивная гибкость
9. Принятие решений
10. Эмоциональный интеллект
Исходя из этого списка, а также учитывая приоритетные навыки для сотрудников Сбербанка, согласно учебным программам АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» и перечень надпрофессиональных навыков Атласа новых профессий АСИ и МШУ «Сколково», выявлены наиболее востребованные soft skills: устная коммуникация, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов (как составляющая клиентцентрированности), саморегуляция, планирование (тайм-менеджмент) и программирование (умение решать сложные задачи)
Зачастую освоить вышеуказанные навыки подросток не может. Если он имеет внутреннюю рассогласованность, неуверенность в своих силах, устойчивые непродуктивные когнитивные, эмоциональные, поведенческие копинг-стратегии, то согласно теории М. Гулдинг и её подхода, названного "терапией изменения решения" (Гулдинг,1979), важно применять психотерапевтические техники, связанные с системными изменениями личности человека.
По данным опроса обучающихся 15-17 лет (тест «Категория ранних решений» В.А. Петровского (1997)) послание «Не делай» получают 55 % учащихся, «Не чувствуй» - 37%, «Не будь самим собой» -70%, что крайне затрудняет развитие soft skills у этих подростков. Так как эти деструктивные послания транслируются родителями, то для возвращения ребёнка на нормальную траекторию развития нужны системные изменения в семье, семейная терапия.
К сожалению, родители не всегда осознают значимость совместной терапевтической работы и подростки в силу своих возрастных особенностей, с трудом готовы к традиционной семейной терапии. В условиях школы, даже при наличии специалиста, осуществить эти процессы ещё труднее. С другой стороны, устраняя симптомы эмоциональных и поведенческих нарушений у подростка, как члена семьи, мы предполагаем изменения всей семейной системы, при которых у родителей появится мотивация обращаться к психологу школы, а при наличии, и к семейному терапевту. Здесь мы опирались на подход М. Боуэна, предполагающий, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений согласно его теории семейных систем, основанной на концепции дифференциации «Я» (Боуэн, 2005).
В данном случае, инструментом помощи подростку является группа сверстников, помогающая совместно с терапевтом научить его конструктивно взаимодействовать с остальными членами семьи так, что бы они не могли транслировать ему разрушительную установку. Важно помочь подростку овладеть приёмами самопринятия и принятия родителей, прожить и завершить сложные эмоциональные ситуации, связанные с семьёй, научить подростка избавляться от деструктивных родительских предписаний, принятых им. Это происходит за счёт межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь» и «теперь»., терапевтических приёмов и методов. Методологическими основаниями работы также выступают: теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина (Мерлин, 1975); убеждения К. Роджерса о важной роли психотерапии в образовании, о том, что психотерапия способствует научению, значимому для клиента, которое возникает и существует в психотерапевтических отношениях; один из подходов В. Сатир к семейной терапии, как терапии, ориентированной преимущественно на одного из членов семьи (Сатир, 1958);
Основная гипотеза заключается в том, что использование техник семейной терапии позволяет эффективнее формировать soft-skills подростков в сравнении с традиционными тренинговыми методами.
Данное предположение основывается на том, что тренинговая работа - это «обучающая лаборатория», в то время, как терапевтическая группа, помимо обучения и тренировки навыка, позволяет участнику преодолеть неконструктивные поведенческие стереотипы и способы эмоционального реагирования через техники семейной терапии. Используются социометрические, поведенческие, парадоксальные техники, техники, основанные на использовании воображения техники семейной терапии, свойственные для психодрамы, гештальт-подхода и т.д. Работа осуществляется на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом.
Метод.
Исследование проводилось через формирующий эксперимент в смешанной группе подростков14-17 лет. В рамках исследования использовалась общая выборка 60 человек (33 девушки и 27 юношей), разделённых на три группы: 30 человек (13 девушек и 17 юношей) – контрольная группа, 15 человек (11 девушек и 4 юноши) – группа, в которой soft skills формируются без использования техник семейной терапии через тренинг, 15 человек - экспериментальная группа (9 девушек и 6 юношей).
Предварительно диагностировались все участники эксперимента. Определен уровень развития soft skills (тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (2006); опросник В.И. Моросановой (1995) «Стиль саморегуляции поведения» («ССП-М»)). Для экспериментальной группы проведена диагностика В. Петровского «Категория ранних решений» для последующего выбора наиболее эффективных техник семейной терапии. В ходе эксперимента для двух групп были проведены 8 занятий с элементами тренинга по 1,5 часа еженедельно для формирования soft skills, а для одной из них, в программу были включены техники семейной терапии. После проведения формирующего эксперимента была проведена итоговая диагностика уровня развития выбранных soft skills.
Результаты.
По окончанию этапа формирующего эксперимента получили следующие результаты: с помощью Т-критерия Стьюдента доказали значимость результата занятий с использованием техник семейной терапии для следующих навыков (soft skills) подростков - саморегуляция, планирование, понимание собственных эмоций, внутриличностный интеллект, общий эмоциональный интеллект. При сравнении результатов основных soft skills подростков тренинговой и экспериментальной групп, выявили, что в экспериментальной группе динамика выше (табл.1).
Таблица 1.
Количество подростков, повысивших уровень навыка
Soft skills |
Экспериментальная группа, кол. чел. в % |
Группа с традиционными формами тренинга, кол. чел. в % |
Контрольная группа, кол. чел. в % |
Саморегуляция |
40 |
20 |
10 |
Планирование |
27 |
20 |
13 |
Общий эмоциональный интеллект |
47 |
13 |
10 |
В таблице 2 представлены soft skills, получившие наиболее значимые изменения в экспериментальной группе в сравнении с другими группами.
Таблица 2.
Сравнение значимости результатов экспериментальной, тренинговой и контрольной группах по критериям парных выборок
Группа |
Soft skills (сравнение значений до и после эксперимента |
Уровень значимости p |
Экспериментальная |
Саморегуляция |
0,005 |
Планирование |
0,038 |
|
Общий эмоциональный интеллект |
0,000 |
|
Понимание своих эмоций |
0,004 |
|
Управление своими эмоциями |
0,038 |
|
Контроль экспрессии |
0,050 |
|
Тренинговая |
Саморегуляция |
0,091 |
Планирование |
0,003 |
|
Общий эмоциональный интеллект |
0,134 |
|
Понимание своих эмоций |
0,241 |
|
Управление своими эмоциями |
0,206 |
|
Контроль экспрессии |
0,934 |
|
Контрольная |
Саморегуляция |
0,393 |
Планирование |
0,407 |
|
Общий эмоциональный интеллект |
0,773 |
|
Понимание своих эмоций |
0,293 |
|
Управление своими эмоциями |
0,280 |
|
Контроль экспрессии |
0,938 |
Обсуждение.
Результаты наблюдения при исследовании показывают, что такой навык, как эмоциональный интеллект развивается эффективно, во многом благодаря решению эмоциональных проблем обучающихся с помощью техник семейной терапии. Именно эти методы эффективно позволяют преодолеть неконструктивные поведенческие стереотипы и способы эмоционального реагирования, которые формировались у подростка на протяжении его жизни и не позволяли обучаться новым способам эмоционального и поведенческого реагирования в различных ситуациях. При этом, по уровню навыков саморегуляции и планирования в тренинговой группе получили тоже значимый результат, что позволяет формировать его традиционным тренинговым способом, в том числе.
Такие навыки, как когнитивная гибкость и проектирование своей деятельности у подростков после формирующего эксперимента в контрольной группе изменились несущественно, следовательно, основная гипотеза подтвердилась частично.
Заключение.
Таким образом, в дальнейшем исследование будет продолжено в отношении других, приведённых выше soft skills. Ограничением исследования является отсутствие валидных, надёжных, однозначных, точных методик для диагностики ряда soft skills (надпрофессиональных навыков): решение проблем и конфликтов, аргументация и т.д. В перспективе исследование будет направлено на привлечение родителей к участию в занятиях по развитию soft skills у подростков в рамках внеурочной деятельности под руководством педагога-психолога при условии его достаточной компетентности в сфере групповой (неврачебной) психотерапии.