Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
Анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.
Дошкольный возраст, отмечает А.А. Метечко, «как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма» [4, c.52]. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему - то, кому – то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен еще в детстве приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, тогда, когда ребёнок способен увидеть красоту вокруг себя.
Поэтому, считает З.Т. Гасанов, «дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладывается нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» [1, с.60].
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Большой интерес представляют современные (последних десяти лет) трактовки понятия патриотизм, которые содержательно отличаются от определений предыдущих лет и отражают происходящие в обществе глубокие изменения.
В Диссертационном исследовании Н.М. Снопко подчеркивается, что «феномен патриотизма в социокультурном аспекте неразрывно связан с формированием нового образа Отечества — трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров после раздела СССР в условиях как центробежных, так и центростремительных тенденций. В новых исторических условиях, отмечает автор, происходит становление нового Отечества; определяется и новое культурное явление — патриотизм российского общества, рождение которого представляет собой сложный и противоречивый процесс по причине того, что новый патриотизм является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма и при этом представляет собой новый социокультурный феномен» [5, с.14].
Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.
Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что «воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному» [6, с. 217].
По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, «для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие» [2, с. 198].
В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.
Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).
Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что «каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных» [2, с.199].
В конце XX – начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое. Данный период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский:«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь» [3, с.24].
Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д