Статья:

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Свистунова А.И. ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Свистунова Анастасия Ивановна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Немых Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет», РФ, г. Армавир

 

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TEACHING PHYSICS

 

Anastasia Svistunova

Undergraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Armavir State Pedagogical University", Russia, Armavir

Olga Nemykh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir

 

Аннотация. Цифровая образовательная среда – важная часть современного процесса обучения. В этой статье мы хотим указать на особенности её применения в обучении физике.

Abstract. The digital educational environment is an important part of the modern learning process. In this article, we want to point out the features of its application in teaching physics.

 

Ключевые слова: цифровая образовательная среда (ЦОС).

Keywords: digital educational environment (DSP).

 

С давних времен люди использовали некоторые явления и процессы в своей деятельности, не понимая того, как они происходят. Со временем многим из них они нашли объяснение и составили описание. Поэтому мы считаем вполне закономерным, что иногда не понимая до конца что-либо мы можем использовать его на благо обществу.

Так происходит и сейчас, несмотря на достаточно высокий уровень развития технологий, мы не до конца понимаем природу обучения и воспитания подрастающего поколения. Так как современный мир стремительно меняется, и мы не всегда можем понять, о чем они думают, чем живут. Потому считаем крайне важным не просто стараться узнать о том, как можно их заинтересовать, но и активно внедрять выявленное в процесс обучения и воспитания.

Ни для кого не секрет, что цифровое пространство стало существенной частью как нашей жизни, так и жизни молодого поколения. А значит использование цифровых технологий может существенно помочь им в освоении различных умений, формировании навыков и приобретении знаний.

Так, стало достаточно популярно применять на различных уроках цифровые образовательные ресурсы, возникавшие зачастую под влиянием нужды и под конкретные классы. Затем некоторые учителя стали выкладывать их в общий доступ, объединять свои разработки с коллегами. Это существенно облегчило подготовку к урокам, позволило тратить время на создание еще более интересных заданий и саморазвитие.  Но оставалась проблема: не всегда можно было применить найденные упражнения в силу различных обстоятельств, будь то отсутствие технического, программного и иного обеспечения или недостаточная квалификация учителя.

Для решения этих проблем в 2019 году был реализован федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Он направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Его реализация на данный момент еще продолжается и будет идти до конца 2024 года [4].

Уже сейчас видны значительные результаты, которые принес проект – многие школы получили полностью оборудованные кабинеты по различным предметам, в том числе и по физике. Во многих школах в кабинетах физики появилось не только лабораторное оборудование, но и планшетные ноутбуки, планшеты, интерактивные панели. Теперь нам предстоит научиться самим и обучить детей как пользоваться всеми этими устройствами с пользой для себя и общества. В этом, мы уверены, нам поможет единая цифровая образовательная среда.

Цифровая образовательная среда до сих пор не имеет чёткого, ёмкого и удобного определения. Хотя многие пытались его сформулировать, например, В.Н. Погодин под ЦОС в школе понимает применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах [6]. В свою очередь, А.М. Кондаков уверен, что ЦОС – это система возможностей, открывающаяся цифровыми технологиями [3]. На наш взгляд, цифровая образовательная среда – это возможность соединить различные цифровые образовательные ресурсы в единую систему для обеспечения удобных и комфортных условий для обучения.

Наше государство на сегодняшний день уже имеет такую систему: ЦОС «Моя школа». Она включает в себя множество возможностей таких как:

  • ведение электронного дневника, где отображены учебный план, расписание, успеваемость, аналитика, информация о событиях и мероприятиях;
  • использование библиотеки, состоящей из электронных книг, курсов, обучающих видео, интерактивного контент и тренажёров;
  • использование платформы российской электронной школы (РЭШ), включающей в себя интерактивные уроки с 1 по 11 класс от лучших учителей страны;
  • всегда быть на связи при помощи сервиса чатов, видеозвонков и конференций «Сферум» [5].

Что касается проведения уроков здесь очень сильно помогает именно платформа РЭШ, так как на ней помимо видеоуроков, которые уже давно перестали быть новшеством в школах, есть очень много интерактивных виртуальных элементов: движущиеся карты, схемы, виртуальные эксперименты, тестовые задания. [2]

Полезным в использовании на уроках физики таких материалов является возможность многократного повторения экспериментов с изменением различных параметров, что помогает учителю ставить перед учащимися проблему, а ученикам дает возможность выявить и понять закономерности процессов и явлений.

Основными видами работ, выполняемых при помощи цифровой образовательной среды, являются:

  1. Компьютерные наблюдения.
  2. Экспериментальные задачи-исследования.
  3. Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.
  4. Лабораторные работы.
  5. Дидактические игры.[3]

В заключении хочется сказать, что каждый учитель, сам подготавливая уроки, оттачивает свое педагогическое мастерство, становится более опытным и умелым. Но не менее важно видеть перед глазами пример того, как выглядит образцовый современный урок, который способ не просто заинтересовать обучающихся, но научить их размышлять, творить и применять усвоенное на практике. Цифровая образовательная среда — это не только качественные уроки для детей, но и достойный пример для учителей.

 

Список литературы:
1. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-ot-shkoly-dlya-vseh-k-shkole-dlya-kazhdogo (дата обращения:10.05.2024).
2. Куцева Е. А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Поволжский педагогический вестник. 2020. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-v-shkolnom-istoricheskom-obrazovanii (дата обращения: 06.05.2024).
3. Л. И. Тарасова, М. Ю. Гришин Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики // Вестник Марийского государственного университета. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-na-urokah-fiziki (дата обращения: 10.05.2024).
4. Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL:  https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 10.05.2024)
5. Официальный сайт Цифровой образовательной среды Моя школа. URL: https://myschool.edu.ru/ (дата обращения 10.05.2024)
6. Погодин В.Н. Образование «в цифре» взгляд изнутри. Вести образования. – 2017. – № 9 (147).