Правовое регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Правовое регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы
Заработная плата — это основополагающая форма вознаграждения работников за их труд, а также существенный элемент трудовых правоотношений, основной источник дохода для работающего населения.
В России с распадом СССР активизировалось частное предпринимательство и бизнес, появились организации, в которых собственником выступает не государство, а иные субъекты права, внедряющие и использующие такие подходы к оплате труда, которые значительно отличаются от тех, что используют в бюджетной сфере, поскольку такие работодатели могут использовать удаленный труд, что оказывает большое влияние на размер вознаграждения, или же с использованием гибкого рабочего графика, что недопустимо для «бюджетников».
Разумеется, что в сравнении с такими работодателями государство остается гарантом стабильности в оплате труда.
Таких работников называют «бюджетниками» и относят к ним лиц, трудящихся в учреждениях некоторых сфер жизни общества, которые подведомственны государству, финансируются из бюджета государства, а также работающих в государственных, региональных и муниципальных органах власти или подведомственных им учреждениях, выполняющих функции по реализации полномочий, возложенных на них законодательством.
Следует сказать, что в России достаточно давно, еще в 1992 году была начата реформа в сфере зарплат «бюджетников», которая была связана с уходом от отраслевых систем оплаты труда и переходом к Единой тарифной сетке для некоторых сфер работников.
Затем в 2005 году указанная тарифная сетка была отменена, а вместо нее применялась дифференцированная оплата труда «бюджетников», которая зависела, в том числе, от содержания и условий труда каждой отрасли и объемов бюджетных отчислений на нее.[2]
Сейчас порядок и условия функционирования оплаты труда «бюджетников» регулируется на основании Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда…" (далее по тексту Постановление), согласно которому оплата труда «бюджетников» устанавливается с учетом нескольких факторов, среди которых использование Единых тарифно-квалификационных справочников, соблюдение гарантий по оплате труда провозглашенных государством, присутствия дополнительных выплат.[1]
В рамках данного Постановления зарплата «бюджетников» должна состоять из оклада, ставки заработной платы, выплат стимулирующего и компенсационного характера, и устанавливаться в рамках коллективного договора, соглашения и иных локальных актах организации (учреждения).[1] Для того, чтобы реализовать предписания Президента РФ, содержащиеся в Указе от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее по тексту Указ)[3], и довести уровень зарплаты «бюджетников» до провозглашенных стандартов, все мероприятия по его реализации осуществляются с учетом того, что зарплата повышается в первую очередь тем группам работников, которые относятся к основному персоналу. Таким образом, вне поля зрения остается так называемый вспомогательный персонал, который, по сути, тоже является представителем бюджетной сферы.
Следует уточнить, что сейчас оплата труда «бюджетников»
осуществляется на основании Единых рекомендаций, которые разработаны Трехсторонней комиссией, которая состоит из представителей работников (профсоюзы), работодателей и Правительства РФ, и отражает, таким образом, интересы всех сторон трудовых отношений.
Законодательно установлена обязанность Трехсторонней комиссии ежегодно предоставлять в Государственную Думу проект Единых рекомендаций по оплате труда «бюджетников» всех уровней, которые согласуются и утверждаются на каждом уровне власти и должны применяться в соответствующих учреждениях.
Рекомендации вводятся в практику в качестве юридической формы централизованного воздействия на организацию заработной платы «бюджетников» в условиях раздельного финансирования работодателей данной сферы. Следует отметить, что подобной практики в области трудовых отношений еще не было.
Следует заметить, что практика введения новой системы оплаты труда «бюджетников» не всегда является положительной, и зачастую оценивается больше с негативной точки зрения, поскольку не учитывает того, что оплата труда руководителей может в несколько раз превышать размер зарплаты основного и вспомогательного персонала данных учреждений без должного на это обоснования.
Подобное различие может быть ликвидировано, если использовать такие методы как:
- Уменьшение дифференциации оплаты труда в направлении уравнивания зарплат «бюджетников» и средней заработной платы в границах субъекта РФ или муниципального образование;
- Ликвидация чрезмерного разрыва в оплате труда руководящего состава и прочих работников одного бюджетного учреждения;
- Реформирование системы критериев эффективности деятельности работы бюджетного учреждения, которые используются в т.ч. и при подсчете заработной платы.
Мы считаем, что предложенный нами подход будет способствовать справедливому подходу при определении системы оплаты труда «бюджетников», что позволит, в свою очередь, повысить престиж работы в данной сфере.