Значимость экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 класса
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Значимость экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 класса
Современное образование характеризуется высокой информативностью в обучении, зачастую оно пересыщено теоретическими и практическими сведениями, что приводит к усвоению “готовых знаний”, а не к освоению общих механизмов познания. При этом требования современного общества таковы, что человек вынужден быстро приспосабливаться к изменениям. Это приводит к повышению роли междисциплинарности в обучении.
Однако значимость экологических знаний в курсе географии этим не ограничивается. Географическое обучение интеграционно по своей сути, оно предполагает как формирование у учащихся экологических знаний потребностей и возможностей использования их в реальных условиях, так и помогает овладению умениями, связанными с вышеперечисленным [5]. Задача школьного образования – не только получение обучаемыми знаний, но и подготовка личности, способной использовать эти навыки.
Цель работы: показать примеры формирования экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 классов.
В содержании географического образования наблюдается тенденция к возрастанию доли обобщенных теоретических знаний относительно эмпирических. Увеличивается также роль методологических знаний. Как следствие в учебниках географии увеличивается роль объяснительных и инструктивных текстов за счет информационно-объяснительных [3].
Творческое взаимодействие с учащимися в процессе обучения стихийны, данный процесс обычно не планируется. В связи с этим роль творческой деятельности в обучении недооценивается [1].
География – это учебная дисциплина, которой присущ комплексный подход к изучению проблем взаимодействия человека и природы, что отражает её потенциал экологического просвещения школьников.
Навыки рационального природопользования (такие, например, как отказ от потребительского подхода к окружающему миру) формируются при осознании обучающимися себя как части природы.
Для современного географического образования характерно отсутствие единых подходов к выявлению главного в экологических составляющих в школьном курсе, иногда подмена его просто природоохранным просвещением. Например, слова, производные от слова “экология” и само это понятие применяются корректно далеко не во всех случаях, что также плохо влияет на экологическую подготовку учащихся [2].
В курсе географии 10-11 классов (по учебнику Максаковского) [4] присутствуют следующие элементы экологических знаний – понятия и подтемы (главным образом в Теме 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды): превращение природных ландшафтов в антропогенные. Понятие о ресурсообеспеченности, опустынивание, водоёмкость производственных процессов, “грязные” производственные процессы (химическая, нефтехимическая, нефтяная промышленности)
Также важными темами являются: биологические ресурсы и их исчерпание, исчерпание лесных ресурсов, генофонд планеты; антропогенное загрязнение, загрязнение рек, нефтяное загрязнение океана, кислотные дожди; природоохранная деятельность, экологическая политика.
Эффективным способом информирования о методах получения количественных характеристик на уроках географии является составление и решение задач экологического содержания. Например: установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую площадь акватории займет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?
Географическое образование имеет тенденцию к популяризации. Каждый человек должен знать к каким последствиям может приводить нарушение естественных процессов на Земле человеком, несомненно, дополнительный акцент на некоторых экологических составляющих географического образования не только не повредит, но и наоборот, окажет пользу в развитии и становлении личности учеников.
Экология из географического курса, предполагает своей целью воспитание человека с новым мышлением, уважением к природе, целостным восприятием окружающего мира.