Статья:

Лингвистическая игра как способ повышения интереса к русскому языку

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Гарбар Н.В. Лингвистическая игра как способ повышения интереса к русскому языку // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Лингвистическая игра как способ повышения интереса к русскому языку

Гарбар Надежда Вячеславовна
студент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай
Сиривля Мадина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай

 

В работе со школьниками среднего звена, в частности пятых классов, проблема воспитания интереса к русскому языку является наиболее значимой, так как к этому времени увлеченность предметом и потребность в его изучении существенно снижается. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы. Если падает интерес к русскому языку то, снижается грамотность, увеличивается косноязычие и умение правильно выразить свои мысли.

У значительного числа учащихся интерес  к изучению русского языка   зависит от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть «притягательные» стороны русского языка.

Одним из путей проявления интереса к русскому языку у школьника является использование учителями в учебной деятельности лингвистических игр, которые смогут развить качественные характеристики свойств внимания и вызвать интерес русскому языку как к учебному предмету. Современная научная литература делает упор на том, что игровая форма обучения продолжает занимать немаловажное значение на уроках в среднем звене, а также дает возможность сделать процесс подачи материала урока более интересным, занимательным и разнообразным.

Лингвистическая игра представляет собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счет собственных усилий, посредством раскрытия особенностей устройства и функционирования языка, скрытых при обычном его употреблении [Быченко, с.18].

Рассматривая сущность лингвистической игры в рамках методики преподавания русского языка, необходимо отметить особую значимость данной деятельности для развития познавательных функций ученика. Прием лингвистической игры влияет на развитие способности к абстрактному мышлению, которое является основой учебной деятельности в целом.

Актуальность использования лингвистических игр в качестве средства обучения определяется рядом причин. Во-первых, игровая деятельность сохраняет свое немаловажное значение, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в образовательный процесс даже в среднем звене. Во-вторых, использование лингвистических игр на уроке, способствует развитию устойчивости и произвольности внимания, логического мышления и повышению общего речевого уровня. И наконец, включение данной формы работы на уроке позволяет совместить мотив и содержание учебной деятельности в единое целое [Эльконин Д.Б., с.74].

С точки зрения совершенствования познаний в области устной и письменной речи, лингвистическая игра позволяет развить у учащегося представление об основных грамматических категориях и грамматическом значении слова. Она также помогает осмыслить процесс создания новых слов и усвоить основные словообразовательные модели. Способность языковой личности к собственному словотворчеству позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать художественные произведения. Интерпретируя лингвистическую игру, учащийся учится языковой рефлексии и глубокому прочтению текста. Наконец, игровое восприятие слова способствует развитию общей речевой культуры личности, формируя подсознательное понимание языковой нормы и развивая лингвистическое мышление [Минскин Е.М., с. 44].

Игры во время  урока, повышают познавательную активность школьников, учащиеся становятся более заинтересованными в процессе обучения, задают больше вопросов, пытаются сами на них ответить. В ходе целенаправленной работы по формированию у учащихся активной познавательной позиции через внедрение системы лингвистических игр у большинства школьников отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, способности и желания учиться.

Польза лингвистических игр в том, что благодаря лингвистическим играм у учащихся происходит становление культуры речи и общения:

- развивается выразительность речи;

- развивается правильность и чёткость произношения каждого слова;

- пополняется словарный запас;

- совершенствуется правильность ударения в слове, грамотность произношения слов, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими;

- совершенствуются навыки письменной речи;

- совершенствуются диалогическая и монологическая речь;

- происходит дальнейшая стимуляция речевой активности школьника в целом.

Таким образом, лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность учащихся. Они также направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Через лингвистическую игру учитель  повышает у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, а так же она приучает учащихся думать самостоятельно, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками всего учебного процесса. А от того, насколько творчески, осознанно и с желанием будут учиться школьники в начальной школе, зависит их и дальнейшая самостоятельность, их логическое мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

Умелое использование лингвистической игры в учебном процессе облегчает и делает его более интересным и разнообразным, так как игровая форма деятельности вырабатывает привычку учиться у школьника. С помощью игры быстрее познаются закономерности школьного обучения. Наличие положительных эмоций у ученика облегчают процесс познания и процесс школьного обучения в целом.

 

Список литературы:
1. Быченко Л.В. Влияние дидактической игры на повышение интереса к предмету «Русский язык», 2015 //  https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/30/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-povyshenie-interesa-k
2. Минскин Е.М. От игры к знаниям: развивающие и познават. игры мл. школьников [Текст] : пособие для учителей / Е.М. Минскин. – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.