Лингвистическая игра как способ повышения интереса к русскому языку
Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Лингвистическая игра как способ повышения интереса к русскому языку
В работе со школьниками среднего звена, в частности пятых классов, проблема воспитания интереса к русскому языку является наиболее значимой, так как к этому времени увлеченность предметом и потребность в его изучении существенно снижается. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы. Если падает интерес к русскому языку то, снижается грамотность, увеличивается косноязычие и умение правильно выразить свои мысли.
У значительного числа учащихся интерес к изучению русского языка зависит от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть «притягательные» стороны русского языка.
Одним из путей проявления интереса к русскому языку у школьника является использование учителями в учебной деятельности лингвистических игр, которые смогут развить качественные характеристики свойств внимания и вызвать интерес русскому языку как к учебному предмету. Современная научная литература делает упор на том, что игровая форма обучения продолжает занимать немаловажное значение на уроках в среднем звене, а также дает возможность сделать процесс подачи материала урока более интересным, занимательным и разнообразным.
Лингвистическая игра представляет собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счет собственных усилий, посредством раскрытия особенностей устройства и функционирования языка, скрытых при обычном его употреблении [Быченко, с.18].
Рассматривая сущность лингвистической игры в рамках методики преподавания русского языка, необходимо отметить особую значимость данной деятельности для развития познавательных функций ученика. Прием лингвистической игры влияет на развитие способности к абстрактному мышлению, которое является основой учебной деятельности в целом.
Актуальность использования лингвистических игр в качестве средства обучения определяется рядом причин. Во-первых, игровая деятельность сохраняет свое немаловажное значение, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в образовательный процесс даже в среднем звене. Во-вторых, использование лингвистических игр на уроке, способствует развитию устойчивости и произвольности внимания, логического мышления и повышению общего речевого уровня. И наконец, включение данной формы работы на уроке позволяет совместить мотив и содержание учебной деятельности в единое целое [Эльконин Д.Б., с.74].
С точки зрения совершенствования познаний в области устной и письменной речи, лингвистическая игра позволяет развить у учащегося представление об основных грамматических категориях и грамматическом значении слова. Она также помогает осмыслить процесс создания новых слов и усвоить основные словообразовательные модели. Способность языковой личности к собственному словотворчеству позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать художественные произведения. Интерпретируя лингвистическую игру, учащийся учится языковой рефлексии и глубокому прочтению текста. Наконец, игровое восприятие слова способствует развитию общей речевой культуры личности, формируя подсознательное понимание языковой нормы и развивая лингвистическое мышление [Минскин Е.М., с. 44].
Игры во время урока, повышают познавательную активность школьников, учащиеся становятся более заинтересованными в процессе обучения, задают больше вопросов, пытаются сами на них ответить. В ходе целенаправленной работы по формированию у учащихся активной познавательной позиции через внедрение системы лингвистических игр у большинства школьников отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, способности и желания учиться.
Польза лингвистических игр в том, что благодаря лингвистическим играм у учащихся происходит становление культуры речи и общения:
- развивается выразительность речи;
- развивается правильность и чёткость произношения каждого слова;
- пополняется словарный запас;
- совершенствуется правильность ударения в слове, грамотность произношения слов, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими;
- совершенствуются навыки письменной речи;
- совершенствуются диалогическая и монологическая речь;
- происходит дальнейшая стимуляция речевой активности школьника в целом.
Таким образом, лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность учащихся. Они также направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).
Через лингвистическую игру учитель повышает у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, а так же она приучает учащихся думать самостоятельно, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками всего учебного процесса. А от того, насколько творчески, осознанно и с желанием будут учиться школьники в начальной школе, зависит их и дальнейшая самостоятельность, их логическое мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Умелое использование лингвистической игры в учебном процессе облегчает и делает его более интересным и разнообразным, так как игровая форма деятельности вырабатывает привычку учиться у школьника. С помощью игры быстрее познаются закономерности школьного обучения. Наличие положительных эмоций у ученика облегчают процесс познания и процесс школьного обучения в целом.