Зарождение и развитие рекламы и PR в эпоху античности
Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Зарождение и развитие рекламы и PR в эпоху античности
Реклама и связи с общественностью, в самых примитивных проявлениях, сопровождают цивилизацию еще со времен ранней античности. Естественно, в те времена люди не называли такого рода деятельность «реклама» или « связи с с общественностью», тогда еще не существовало таких терминов [ Овчаренко, 2006, 30] Однако, деятельность такого рода оказала огромное влияние на развитие торговли и политики. Первые свидетельства этого можно встретить изучая археологические находки древности времен Вавилона, шумерской цивилизации, древнего Египта и Греции. В те незапамятные времена торговцы стремились обратить внимание людей на их товары с помощью устных рекламных стихов, песен и речей. Политики, как и в наше время, использовали приемы, связанные с общественными коммуникациями для установления своей власти и убеждения людей подчиниться или поддержать его на выборах.
Первым из известных нам свидетельств широкого распространения рекламы в древности является египетский папирус, информирующий о продаже раба. Хранится данный папирус в Британском музее в Лондоне. В местах поселения древних греков и римлян можно часто обнаружить надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской, зазывающие людей о трактиры и бани, либо информирующие о продаже каких-либо вещей.
Доказательства того, что связи с общественностью и реклама являлись частью повседневной жизни древних можно найти не только в качестве археологических находок, но и в философских произведениях того периода. Так, например, Аристотель исследовал в свои произведениях методы воздействия на аудиторию и стратегию получения у слушающих благосклонности. Древнеримский политик Цицерон призывал в своих трудах изучать психологию и предпочтения публики перед выступлением, а также давал рекомендации по созданию правильного имиджа. Помимо риторики можно обнаружить широкое использование разнообразной символики и лозунгов. Это нашло отражение в скульптуре и чеканке монет [Ученова. 2003, 64]. Весь арсенал методов влияние на общественность использовался во время выборов и непосредственно пред началом войны. Потребность в расширении методов воздействия на публику привела к зарождению института глашатаев, специальных людей, задачей которых являлась зазывание покупателей и расхваливание товаров, нанявшего глашатая торговца. Важным преимуществом, которое давали глашатаи это расширение сферы воздействия, теперь информацию о торговце и его товарах люди могли узнать не только непосредственно в месте его размещения, но и в других местах. В Древней Греции призывы глашатаев часто носили поэтическую форму. К указанным средствам организованной словесной (вербальной) коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т.д. Одним словом это средство можно определить как народная молва.
Города Помпеи и Геркуланум, засыпанные пеплом после извержения вулкана Везувий в поздней античности, сохранили неизменным свой первоначальный облик. В развалинах этих городов широко представлены предметы быта древних римлян. Среди множества археологических находок было обнаружены множество рекламных обращений, схожих во многом с современной рекламой. Реклама охватывала все сферы жизни общества, не только экономическую, но политическую жизнь и досуг. Для рекламных обращений древнего Рима характерна красочность, образность и широкий набор средств воздействия. Например, для рекламы таверн использовали красочно расписанные таблички и указатели, ведущие к таверне через весь город. Рекламировались римские бани, виллы и прочее. Часто можно обнаружить также элементы антирекламы.
Объектом устной рекламой выступали также рабы. В классических сочинениях римско эпохи существуют примеры устных объявлений, хитроумно и красноречиво расхваливающих способности, физическую силу и привлекательность рабов и рабынь.
Широко известно, что римляне любили разного рода зрелища.
Начиная от театров заканчиваю гладиаторскими боями.
Но не всем известно, что для привлечения людей на такие зрелища использовалась целая система рекламирования и привлечения.
Описанные выше факты, являются подтверждением утверждения о том, что многое из того, что мы имеем сейчас было изобретено еще в период античности.
Система общественных коммуникаций также не является исключением. Несомненно, что изучение античности может нам помочь понять причины, историю и развитие многих явлений современности.