Соотношение категорий «руководитель» и «лидер» в условиях современной экономики
Конференция: LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Соотношение категорий «руководитель» и «лидер» в условиях современной экономики
Аннотация. В настоящей статье представлен анализ менеджмента 21 века. Основной уклон сделан в сторону сравнения категориальных понятий «руководитель» и «лидер» с целью определения эффективного менеджера, соответствующего запросам и интересам нашего времени. Практическую часть статьи представляет анализ бизнес-симулятора «BusinesBattle», позволяющего развивать и совершенствовать лидерские навыки современного человека.
Ключевые слова: лидер; руководитель; управление; менеджер.
Управление организацией является сложным и многосторонним процессом, включающим множество других микропроцессов, так или иначе взаимосвязанных друг с другом. Ключевым элементом в любой организации является человек, который представляет систему биопсихосоциальных элементов, задействованных в процессе жизнедеятельности и социализации внутри организации.
В таких условиях, руководителю организации крайне необходимо быть дальновидным и быстроориентирующимся в пространстве человеком. Он должен осознавать уровень ответственности при управлении организацией, то есть всеми людьми, задействованными в процессе производства. [2]
Мы выделили два крупных механизма, на которые все свои силы должен пускать руководитель. При их качественном развитии возможен успех компании, подкреплённый рациональным менеджментом. Это процессы управления производством и управления человеческим ресурсом. Для совершенствования первого достаточно быть специалистом своего дела, обладать специфическими навыками, непосредственно касающимися производственного процесса организации. Но при совершенствовании и даже реализации второго многие руководители совершают крупную ошибку, заключающуюся в том, что они не задают сами себе главный вопрос: «есть ли разница между лидером и руководителем»?
В условиях постоянно меняющейся окружающей среды, постоянно растущих потребностей людей и сложной социальной природы человека, необходимо правильно управлять человеческим ресурсом. Малейший проступок в данном управлении может повести за собой крупные негативные последствия для руководителя и организации в целом.
Одним из инструментов Soft Skills, способным качественно сформировать руководителя – лидера, является компьютерный симулятор «BusinessBattle», моделирующий деятельность производственной компании. Игрокам даётся возможность почувствовать себя в роли Совета директоров организации и принимать более 75 разноплановых и разномасштабных важнейших управленческих решений. [1]
Симулятор позволяет комплексно оценивать владение огромным количеством компетенций, начиная от Тайм-Менеджмента до умения работать с информацией и печатными данных. При этом это интерактивный и беспристрастный метод оценивания, что отличает симулятор от многих традиционных методов. Без лидера у команды не будет чётко выработанной стратегии. Даже если команда придерживается демократического стиля руководства и полностью коллегиального метода принятия управленческих решений, необходим человек, который будет предлагать остановиться на том или ином решении, необходим лидер, который будет так или иначе руководить процессом.
Нам представляется логичным наложение на понятие «руководитель-лидер» основных положений «Теории X» и «Теории Y» Дугласа Макрегора.
Менеджер по Теории X, обвиняет в первую очередь человека, не ставя вопрос о том, что, может быть, винить надо систему, стратегию или отсутствие подготовки. Он уверен, что его сотрудники скорее будут избегать обязанностей и что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников. Результатом такого мышления стало то, что руководители Теории X естественным образом принимают более авторитарный стиль, основанный на угрозе наказания. [3]
Менеджер Теории Y считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у рабочей силы есть резерв неиспользуемых творческих способностей. Он верит, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя.
Именно реализованный по Теории Y руководитель является также и лидером. Такой тип менеджера способен приводить организацию к максимально положительным результатам, поскольку эффект кооперации людей таким человеком намного выше, нежели при авторитарном типе, где царит полное подчинение и ограничение свободы.