Проблемы влияния глобализации на Российскую Федерацию
Секция: Политология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы влияния глобализации на Российскую Федерацию
Проблема глобализации стала особенно актуальной за последние несколько десятков лет и остается таковой по сей день. Это связано с тем, что глобализационные процессы носят системный характер, охватывая все стороны человеческой жизни в современном мире. Разумеется, такое масштабное явление не могло не иметь негативных последствий. И довольно удобно их проиллюстрировать на примере России как страны сравнительно недавно интегрированной в общемировые процессы.
Основные проблемы глобализации заключены, как и в других случаях инноваций, угрожающих миру, в ней самой. Отличительной чертой глобализации является то, что ее нельзя ни отменить, ни ограничить. Она уже стала базой для новой мировой экономики и новой политической власти. Главные опасности, содержащиеся в ней, заключены во включенном в ее сферу человеке, в его модифицирующемся сознании и никем, кроме него самого, не могут быть преодолены. Экономический отрыв развитых стран, которые принимают активное участие в процессах глобализации, от других государств мира быстро нарастает. При этом Россия вступает в новый мир довольно ослабленной как в экономическом, так и в социальном планах [2].
Глобализационные процессы имеют своих сторонников и противников и трактуются как с идеологической, так и с прагматической точек зрения. В случае России преобладают негативные оценки. В частности, говорится о том, что страна оказалась в невыгодной позиции, а все несчастья, которые свалились на нее с момента распада СССР в разных политических кругах списываются на последствия глобализации. Присоединению к глобализации с помощью либерализации, демократизации и приватизации сопутствовало неприязненное отношение к этим явлениям, а открытости к внешним влияниям – оживление националистических идей и движений. Жители России усматривали в глобализации усиливающееся влияние Запада, расширение которого, в лице НАТО и ЕС, на восток означало для них растущее западное доминирование, осуществлявшееся в ущерб России. Поэтому неслучайно общественно-экономическим реформам и включению в интеграционные процессы противопоставлялись «национальная идея», суверенность, уникальность собственного пути развития [4].
Исследователи отмечают, что, хотя Российская Федерация глубоко втянута и находится под влиянием глобализации, в то же время она активно пытается возвести барьеры между собой и миром глобальной динамики [6, c. 1]. Что касается влияния глобализации на граждан, гражданское общество, населенные пункты, учебные заведения, промышленность, то здесь исследователи отмечают «полную изоляцию от мировой экономики» за исключением некоторых «пропульсивных регионов» [6, c. 106]. Сибирь же рассматривается как «внутренняя колония» по добыче ресурсов, обеспечивающая зависимость между европейской и азиатской частями России [6, c. 113]. Эти процессы демонстрируют как неудачу России в осуществлении глобализации, так и поддержание ею объединяющей национальной идентичности в условиях территориальной раздробленности. В то время как западные доноры готовы помочь России с развивающейся экономикой и демократией через поддержку гражданского общества, ученые демонстрируют просчеты этих усилий, с одной стороны, в связи с сохранением советских менталитетов и отношений между государством и обществом, с другой – в связи с нежеланием западных доноров воспринимать данные нюансы [6, c. 181–205]. Западные нормы также начали социально усваиваться с принятием Россией участия в Болонском процессе, однако при этом сохранились многие из так называемых уникальных преимуществ российской системы высшего образования [6, c. 146]. Российская оборонная промышленность же осталась государственной, непрозрачной и не выполняющей требования глобальной конкуренции [6, c. 153–180]. В вопросах внешней политики российский истеблишмент продолжает сохранять традиционный образ мышления. Эта тенденция выражается в том, что внешние отношения зависят от узкого круга ключевых государственных и политических деятелей и их меняющихся взглядов на справедливость, геополитику и российскую идентичность с ее особой «миссией» [6, c. 287–306]. Однако постепенно в сознании политической элиты происходит сдвиг, одновременно с тем, как Россия социализируется по западным нормам под давлением внешних акторов [6, c. 233–286].
Рассматривая процесс глобализации на примере членства России в ВТО, арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ Георгий Вельяминов выделяет множество «надводных и подводных рифов», которые «ожидают нашу страну в бурных водах океана мировой торговли». В частности, речь идет об экстравертной либерализации, жертвой которой автоматически окажется Россия при невозможности стать нетто-экспортером промышленных товаров, из-за чего ей придется широко распахнуть двери для ввоза зарубежных индустриальных товаров. Особо отмечается взаимосвязанность процессов развития рыночной глобализации и усиления террористической активности [1].
Политика в области продовольствия показывает, что заработок от экспорта русской кухни по всему миру – не самый лучший способ разбогатеть. Сельскохозяйственное производство в России по-прежнему ниже по сравнению с США или Европой, так как оно менее механизировано, испытывает дефицит топлива, а также имеет большие производственные издержки. Биологический потенциал сельскохозяйственных земель в 2,5 раза меньше, чем в США или ЕС в среднем [8].
Культурная глобализация в данном контексте не так однозначна. Западные культурные образы и продукты получили распространение среди российской молодежи в конце 1990-х гг., когда покупательная способность среднего россиянина резко сократилась, но при этом рынки продолжали насыщаться иностранными товарами. Российские дети вооружились такими «глобализированными» жанрами, как рэп и рейв, в качестве инструментов в своих локальных процессах групповой принадлежности и оспаривания. Критика двусмысленности и безразличие к западной культуре, возникающие в молодежных СМИ, свидетельствуют о необходимости таких ценностей для молодежной культуры, как душевность и общение [5].
Глобализация бросает России новый вызов, и решение можно отыскать не только в поисках денег, инвестиций для развития, но и осознании целей этого развития. В общественном сознании уже начинают определяться новые направления. В частности, это признание важности конкуренции для развития России, значимости участия страны в глобализационных процессах. Впервые целью политики государства становится переход к инновационному пути развития. Также происходит понимание и принятие практически отсутствующих в историческом опыте российской науки и техники правил и методов процесса инноваций как коммерциализированного знания, потребности создания нового взаимосогласованного образовательного пространства. Становится очевидной необходимость максимального выхода научно-образовательного сообщества в мировое информационное пространство, чтобы найти и занять в нем ниши участия и лидерства, обеспечения высокого уровня таких наук, как математика, физика и т. д., улучшения качества гуманитарных исследований и наук об управлении. Также для дальнейшего развития России требуется осознание особой важности нового качества власти, необходимости демократических процедур и «единства во многообразии» для перманентного увеличения этого качества и обновления элит [2].
В более широком смысле россиянам нужно двигаться дальше в сторону Европы, так как «Евразия» как идея была уничтожена окончательным распадом Российской империи, расцветом жизнеспособных новых государств и новыми антиимперскими императивами, одним из которых и является глобализация. Теперь «Евразия» не предлагает никакого «убежища» России в ее стремлении к новой идентичности [7].
На одной из Ассамблей Совета по внешней и оборонной политике были разработаны тезисы на тему процессов глобализации в России. Участники Ассамблеи согласились, что глобализация, помимо прочего, создает определенные опасности для России. Однако, так как данный процесс нельзя игнорировать и нельзя не быть в него вовлеченным, требуется выработка оптимальной стратегии приспособления страны и общества к глобализации. Основным элементом данной стратегии должно стать продолжение структурных и социальных реформ, начатых для модернизации страны. При этом требуется развитие гражданского общества в стране, которое, будучи сильным, будет продуктивно взаимодействовать с эффективным правительством. Сначала нужно реформировать все уровни образования, что станет хорошим вложением в человеческий капитал, который является основный потенциальным источником мощи страны. Это, в свою очередь, поможет преодолеть отставание России в несрочной перспективе. Следующим шагом на пути включения России в новый глобальный мир должно стать всевозможное привлечение инвестиций в экономику. Для того чтобы создавать новые рабочие места и расширять налогооблагаемую базу, необходимо привлечение инвестиций в любые отрасли через механизм эффективного контроля над кредитным использованием. В этой связи также необходима индикативная научно-техническая политика [3].
Глобализация, в той или иной степени, коснулась всех сфер жизни российского общества. Однако это повлекло за собой некоторые негативные последствия, в частности, в сферах экономики, торговли, культуры. Но исключение страны из глобального процесса не представляется возможным, тем более, что сам этот процесс при всех своих недостатках несет в себе определенные преференции. Чтобы окончательно приспособиться к влиянию глобализации и снизить всевозможные издержки, следует провести целый ряд преобразований внутри страны с уклоном в сторону западных норм и стандартов. Однако со всеми своими слабыми сторонами Россия принимает большое участие в процессах глобализации. Из-за своей специфичности она отводит себе в них особую роль, защищая собственные идентичность, независимость и безопасность. Для преодоления цивилизационного барьера между Россией и остальным миром (прежде всего, Западом) следует укреплять международное многостороннее сотрудничество со всеми странами, реформировать структуру внешней политики, не только экономически и культурно интегрироваться в глобальную систему, но и принимать политические решения, адекватные актуальному международному положению.