Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в РФ: актуальные проблемы
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в РФ: актуальные проблемы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой социально уязвимой категорией. Согласно Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года государство берет на себя обязательство по обеспечению данных категорий граждан жильем [1].
Правительством РФ разработан комплекс мер, направленных на предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. К таким мерам относятся: распространение опыта органов исполнительной власти субъектов Федерации по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями; разработка методических пособий по проведению работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам с учетом правоприменительной практики; проведение мониторинга по исполнению судебных решений в части выделения жилых помещений детям-сиротам и осуществлению органами исполнительной власти субъектов Федерации контроля за использованием, распоряжением и сохранностью жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот [2].
Однако этих мер недостаточно, и проблемы обеспечения жилищных прав этих категорий граждан существуют.
С каждым годом количество лиц, состоящих в очереди на получение жилого помещения, из ряда детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь увеличивается. Согласно статистическим данным в обеспечении жилыми помещениями нуждаются 123 100 детей-сирот (с учетом неисполненных судебных решений).
Существенная задолженность (перед более 1 тыс. человек) образовалась в 41 регионе (это 82,3 % от общей задолженности субъектов Федерации) [3].
В июле 2018 года В.В. Путин подписал закон, который уточняет механизм выдачи жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По мнению юристов, поправки могут повлиять на проблему обеспечения квартирами этих категорий граждан.
В документе регламентируется установление единого порядка учета граждан, относящихся к рассматриваемым нами категориям, имеющим право на получение жилого помещения, помимо этого говорится о создании соответствующих региональных списков. Заявления о включении в эти списки могут быть поданы и представителями детей-сирот. Органы опеки и попечительства обязаны контролировать своевременную подачу законными представителями заявлений о включении детей-сирот в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры. А число квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может превышать 25% от общего количества квартир в многоквартирном доме [4].
Для сокращения и в последствии устранения нарушений в рассматриваемом нами вопросе необходимым видится ужесточение прокурорского надзора, а также проведение прокурорских проверок за соблюдением жилищных прав детей-сирот. Так как существует непосредственная связь между упорядочением представлений о типичных нарушениях законов и совершенствованием прокурорского надзора за их исполнением [5].
Основными причинами отказа в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, называются отсутствие свободных жилых помещении и недостаток денежных средств на их приобретение.
Счетной палатой РФ был проведен анализ исполнения поручений Президента РФ в области совершенствования политики РФ по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный анализ привел к выводу, что субъекты РФ не смогли в полном объеме использовать субсидии, выделенные Министерством финансов в 2017-2018 годах для обеспечения жильем данных категорий граждан.
Органы местного самоуправления в РФ осуществляют определенные государственные полномочия, а также отвечают за их осуществление. Они являются получателями средств федерального бюджета и обязаны использовать данные средства согласно их целевому назначению.
На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований специализированный жилищный фонд жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей все еще не сформирован. Очень часто признаются несостоявшимися аукционы на приобретение жилья для рассматриваемых нами категорий граждан, так как отсутствуют заявки на участие в подобных аукционах. В соответствии с ФЗ РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы могут подавать запросы на закупку жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, однако данное правомочие редко реализуется на практике. Из-за подобного бездействия уполномоченных органов и должностных лиц конституционное право этой социально уязвимой категории лиц на жилище не реализуется.
Проанализировав судебную практику, мы пришли к выводу, что суды придерживаются точки зрения, которая не выявляет взаимосвязь между недостаточностью бюджетных средств и проблемами обеспечения детей-сирот жильем. Отметим, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные полномочия, переданные им государством, по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из средств местного бюджета. По нашему мнению, делегирование органам местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является нецелесообразным.
Решением обозначенных выше проблем может служить разработка, а также последовательное исполнение мер, направленных на соблюдение конституционных и жилищных прав детей-сирот, а также их защиты. В первую очередь, к подобным мерам можно отнести реализацию положений Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года; также сюда можно включить мониторинг федерального и регионального законодательства, регламентирующего жилищные права детей-сирот; следует организовать эффективный государственный контроль прокуратуры, а также других уполномоченных органов и должностных лиц за соблюдением жилищных прав детей-сирот; разработка и финансирование федеральных и региональных целевых программ, направленных на их осуществление.