Совершенствование системы управления качеством на предприятии пищевой промышленности
Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Совершенствование системы управления качеством на предприятии пищевой промышленности
Аннотация. Усиление ответственности производителей за качество и безопасность пищевой продукции предполагает совершенствование организационной структуры управления безопасностью и качеством продукции на самом производственном предприятии в рамках действующей нормативной документации и использования мирового и отечественного опыта формирования кружков качества.
Ключевые слова: система менеджмента качества, предприятие, безопасность пищевого продукта, управление качеством, пищевая промышленность.
Индустрия общественного питания является одним из стратегических секторов экономики. Уровень развития этой отрасли определяет уровень жизни населения и является важной частью продовольственной безопасности любого государства. Сегодня в сегменте общественного питания наблюдается высокая конкуренция, и удовлетворенность клиентов является решающим фактором развития компании. Одним из основных конкурентных преимуществ любого предприятия общественного питания является способность управлять качеством продуктов и услуг, поскольку управление качеством направлено на достижение экономической и социальной эффективности предприятия, что определяет его конкурентоспособность. Особый интерес представляет сохранение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, что с точки зрения инновационного развития экономики неразрывно связано с инновационным потенциалом предприятия.
Теоретические исследования концепций научно-технического развития отраслей, в том числе общественного питания, показывают, что инновационное развитие требует создания условий, адекватных требованиям времени. Основой для создания таких условий могут быть системы качества или их элементы.
В последние годы для совершенствования систем качества предприятия начали применять самооценку по критериям наград качества. Термин совершенствование системы качества включает:
1. Уточнение перечня функций и элементов системы качества;
2. Перераспределение функций между подразделениями - исполнителями;
3. Изменение состава и содержания нормативных документов системы качества и корректировка руководства по качеству;
4. Увеличение темпов модернизации и обновления продукции;
5. Развитие сферы услуг;
6. Внедрение более эффективных методов контроля и тестирования;
7. Внедрение и использование локальных компьютерных сетей и Интернета;
8. Обучение сотрудников новым методам обеспечения качества;
9. Использование новых форм и методов мотивации персонала;
10. Активизация маркетинговой и рекламной деятельности;
11. Более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
12. Развитие инициативы сотрудников и их вовлечение в работу в кругах качества.
Совершенствование системы качества на основе результатов внутренних аудитов, проверок со стороны и сторонних организаций, а также результатов самооценки предприятия в соответствии с критериями российской премии за качество является обязательным условием эффективного функционирования системы качества. в меняющейся внутренней среде предприятия и внешней ситуации.
Опыт лучших организаций США, Японии и стран Западной Европы показал, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем качества является использование кружков качества - добровольное объединение работников для решения проблем на рабочем месте. Их внедрение стимулирует творческое отношение к работе, позволяет повысить производительность труда и качество продукции, а также снизить ее стоимость.
Существует мнение среди специалистов, что, хотя истоки кружков качества возникли в Соединенных Штатах в виде бездефектного труда организаций, там они не получили дальнейшее развитие. Интегральная концепция кружков качества была впервые предложена японским профессором К. Исикавой в 1962 году, и сначала именно в Японии они стали широко использоваться. В США первые кружки уже были организованы с учетом японского опыта: в компании «Локхид» в 1974 году и в «Вестингауз» в 1978 году.
Несмотря на добровольный характер и инициативы снизу, создание кружков качества на предприятиях стимулируется и координируется профсоюзами и администрацией. Вообще в японской промышленности в 70-80-х гг. было около 1 миллиона таких кружков, в которых работало около 10 миллионов человек. [5] Их работа приносит организациям весомый экономический эффект, несмотря на то, что не все идеи внедряются в бизнес, хотя все они оплачиваются администрацией.
Для организации работы кружков качества на предприятии необходимо создать условия, при которых персонал будет заинтересован в участии в их работе.
В наших условиях В.Ю. Огоздин, при наличии организованной рационализаторской работы, кружки качества могут быть использованы для решения сложных проблем качества, требующих участия специалистов из разных областей: конструкторов, технологов, рабочих на производстве, которые в повседневной практике работают отдельно. Служба качества вместе со специалистами из разных отделов должна составить список проблем и провести серию рабочих встреч, чтобы начать их создание. Исходя из перечня проблем и состава специалистов по каждой проблеме, необходимо издать приказ о создании и организации работы нескольких кружков с указанием руководителей кружков, условий работы и вознаграждения, чтобы стимулировать решение проблем. Все это, а также детальный порядок создания, повседневной работы и прекращения деятельности кружков качества, права и обязанности администрации и работников по реализации представленных предложений, моральное и материальное поощрение членов кружков качества должно быть изложены и утверждены в специальном положении о кружках качества. «Положение» должно быть согласована с профсоюзом, поскольку работа кружков качества связана с распределением рабочего времени, предоставлением помещений, оборудования, охраны труда, а также вознаграждением за представленные предложения. Деятельность кружков качества может быть направлена не только на решение конкретных проблем качества, но и на повышение производительности труда, внедрение передовых технологий и рациональных методов работы, экономию ресурсов, снижение затрат и т. д. [1]
Предлагаемый вариант не исключает создания кружков качества по «классической» модели, снизу с рабочих мест для решения текущих проблем непосредственно на производстве. Более того, администрация должна поощрять инициативу сотрудников, а служба качества должна координировать и учитывать работу таких кружков. Тем не менее, как показывает опыт, в наших условиях, помимо рационализаторской и изобретательской работы, организованной на предприятиях, наиболее реалистичными могут быть кружки качества, созданные по типу комплексный групп.
Кроме того, современные тенденции развития пищевой промышленности связаны с постоянным совершенствованием технологий производства и эффективной политики обеспечения качества и безопасности продукции, что требует использования комплексных подходов к управлению рисками, в том числе путем создания интегрированной системы управления.
Необходимость создания интегрированной системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов признается в соответствии с принципами менеджмента качества, которые сформулированы в международном стандарте ISO 9001: 2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [2], а также управление безопасностью продукции на основе принципов ХACCP, которые представлены в положениях международного стандарта ISO 22000: 2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в цепочке создания продуктов питания» [3]. Вступление в силу ГОСТ Р ИСО 22004-2017 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции (далее – СМБПП). Руководство по эксплуатации ИСО 22000» позволило ужесточить процесс внедрения и управления цепочкой производственных процессов применительно к внедрению производства в рамках определенной организации, производящей пищевые продукты, для обеспечения ее безопасности для конечного потребителя. Этот стандарт основан на положениях ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и распространяется на производителей, находящихся на территории Российской Федерации, определяет порядок разработки, обслуживания сопроводительной документации, внедрения и контроля правильного функционирования СМБПП, и применимо непосредственно к управлению цепочкой поставок во время дистрибуции. [6]
Внедрение интегрированной системы позволит предприятиям пищевой промышленности связать требования безопасности и качества продукции, управлять ими и удовлетворять потребности потребителей.
В дополнение к внедрению механизмов управления качеством и безопасностью продукции, основанных на вышеуказанных стандартов, использование так называемой надлежащей производственной практикой (GMP), требования к которой описаны в национальном стандарте ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств». [4]
Правила GMP направлены в первую очередь для уменьшения риска получения опасного продукта. Стандарт включает общие условия к производству, хранению и транспортировке продукции, требования к используемым помещениям, технологическому оборудованию, персоналу, а также санитарно-гигиенический режим производства.
Модель GMP можно назвать полууниверсальной, поскольку требования к системе управления применимы к производству любых продуктов питания, лекарств и т. д., а требования к отдельным элементам производственного процесса являются специфическими для каждого типа продукта. Эти конкретные требования могут быть определены путем анализа критических контрольных точек с использованием принципов ХACCP.
В свою очередь, стандарт [2] объединил общепризнанные ключевые элементы управления безопасностью: внедрение надлежащей производственной и гигиенической практики на производстве, принципы системы ХACCP и требования к реализации практических шагов по внедрению и эксплуатации этой системы. Также включены два новых элемента - система управления и интерактивный обмен информацией по всей цепочке потребления продуктов питания.
Основная цель систем управления качеством заключается в обеспечении конкурентоспособности продукции или самой организации на рынке, а цель систем управления, построенных на основе моделей ХACCP или GMP, в первую очередь связана с обеспечением безопасности продукции, и на этой основе вопросы конкурентоспособности должны быть решены.
Таким образом, анализируя разные системы управления, можно выявить их общие структурные компоненты, интегрируя которые, можно добиться органического существования этих систем и улучшить не каждую индивидуально, а деятельность организации в целом, что приведет к улучшению конечного продукта. Система управления качеством никогда не бывает совершенной и полной. Она должена постоянно приспосабливаться к меняющимся требованиям и желаниям потребителей, внутренним требованиям к качеству, методам и средствам производства, материалам и другим условиям.