Статья:

К вопросу о формировании у младших школьников умения решать текстовые задачи

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Газалиева П.К. К вопросу о формировании у младших школьников умения решать текстовые задачи // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(40).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании у младших школьников умения решать текстовые задачи

Газалиева Патимат Казимагомедовна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Процесс формирования способности решать текстовые задачи занимает значительное место в системе развивающего обучения младших школьников. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в математическом курсе начальной школы важная роль всегда отводилась овладению учениками данным умением.

В условиях нынешнего образования развивающее обучение детей является приоритетным направлением учебно-воспитательной работы. Усилиями педагогов у обучающихся формируются базовые умения математического спектра, необходимые для дальнейшего овладения ребенком вычислительной культурой. Одним из них считается умение свободно решать текстовые задачи.

Сперва необходимо выяснить, какова сущность понятия «текстовая задача». Единый взгляд на определение данного понятия в научной среде отсутствует, однако большинство его интерпретаций представляют смежные умозаключения ученых с практически единым содержанием.

Так, А.П. Тонких утверждает, что текстовая задача есть ни что иное, как отражение определенной ситуации средствами текстового языка, предполагающее произведение количественный анализ какого-либо из ее компонентов, а также установление наличия или отсутствия отношений между этими компонентами, определение природы этих отношений [1, с. 96].

По мнению М.И. Моро и А.М. Пышкало, текстовая задача – это произведенный языковыми средствами вопрос, ответ на который предполагает организацию системы конкретных арифметических операций [3, с. 96].

В общепринятом смысле текстовая задача характеризуется как система данных и искомых с их свойствами и отношениями, а также указанием на необходимость найти искомое. Как видим из определения, текстовая задача – сложноорганизованное целое, которое имеет свою индивидуальную структуру.

С точки зрения Л.М. Фридман, текстовая задача – это система, которая состоит из четырех частей, предполагающих тесную взаимосвязь. Так, автор подхода считает, что каждая такая задача в своей структуре содержит предметную область, отношения, требования и оператора. Первая часть непосредственно связана с некоторым количеством объектов, о которых идет речь в задаче, вторая отражает их связь, третья указывает на цели решения поставленного вопроса, четвертая отражает систему действий, которые необходимо произвести над условиями задачи, чтобы ее выполнить [4, с. 117]. 

Соответственно умение решать текстовые задачи предполагает наличие у ребенка базовых представлений о самой текстовой задаче, о том, какова ее сущность. Формирование таких представлений происходит параллельно со становлением у детей специфического умения, которое планомерно начинает развиваться в младшем школьном возрасте.

Данный возраст с точки зрения формирования новых математических представлений считается достаточно продуктивным. Это позволяет задействовать и развивать знания, уже имеющиеся у ребенка по данной теме. К тому же, результаты собственной деятельности по овладению ранее неизвестным учебным материалом дети могут отслеживать и корректировать в силу большей развитости психического потенциала.

Нужно подчеркнуть, что методическая база формирования такого умения предполагает два подхода. Первый представляет собой систему по развитию у ребенка навыка решать частные случаи текстовых задач, второй ставит целью формирование у детей общих способов действий в процессе поиска ответов на такие задачи.

Методисты рекомендуют педагогам начального образования создавать условия для решения детьми младшего школьного возраста простых задач на предметном уровне, практически, путем присчитывания – такого способа вычисления, который предполагает прибавление к какому-либо известному числу другого числа. В целях формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи практики советуют использовать однообразные текстовые конструкции, сперва выдвигающие условие и только после вопрос.

Овладение умением решать текстовые задачи зависит от сформированности у ребенка способности решать составные задачи, которые чаще всего вызывают затруднения на этапе становления элементарных знаний в математическом курсе. Составная задача предполагает целенаправленный поиск решения. С этой целью учителем могут быть применены разнообразные подходы, которые обучающиеся в процесс поиска на вопрос задачи должны усвоить. Такими путями решения могут стать аналитический, синтетический и аналитико-синтетический, согласно современным учебным программам, но в лучшем случае, дети запишут решение задачи одним способом.

Наблюдения показывают, что усвоение учебного материла по данной теме у детей вызывает определенные затруднения. Часто ребенок допускает ошибки в процессе решения текстовых задач. Умение находить ответы, лежащие в основе текстовых задач, у детей нередко формируется с большим трудом. Грамотная организация учебного процесса по овладению данной темой позволяет эффективно воздействовать на развитие школьников в данном направлении.

Процесс формирования у детей таких умений сегодня предполагает использование альтернативных методических программ. Такие программы позволяют целесообразно и последовательно осуществлять работу по изучению текстовых задач, представляют поэтапный план взаимодействия с учащимися.

Н.Б. Истомина предлагает подход, который в условиях повышения вычислительной культуры обучающихся начальной школы чрезвычайно эффективен. Она предлагает формировать у младших школьников общие умения решать текстовые задачи, т.е. производить анализ текста задачи, представлять его в виде схематической модели, осуществлять поиск пути решения, производить самоконтроль, проверку правильности решения [2, с. 78].

Для развития у ребенка таких умений автор предлагает следующее задание из учебника для 2 класса:

«Какую из этих задач ты можешь решить, а какую – нет? Почему?

а) Таня полила шесть грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить?

б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 чёрных, остальные – белые.

Сколько белых фигур на шахматной доске?»

Это задание способствует не только формированию умения анализировать текст задачи, осознанно выбирать арифметическое действие, но и совершенствованию вычислительных умений и навыков.

Ведущую роль в осознании текста, отношений, поиска пути решения и выбора арифметического действия играет схематическая модель. Сначала предлагаются готовые модели с использованием схем, соответствующих или несоответствующих тексту задачи, затем – достраивание полуготовой модели до модели.

Таким образом, процесс формирования у обучающихся начальной школы умения решать текстовые задачи нельзя назвать легко осуществимым. Преподающий математический курс учитель должен обладать определенными навыками работы с детьми, учитывать существующие подходы к изучению обозначенной нами темы, быть внимательным к возникающим в ходе овладения детьми умением затруднения. Вопрос формирования у детей младшего школьного возраста способностей, связанных с решением текстовых задач, является одним из наиболее актуальных в условиях реализации математического образования в начальной школе.

 

Список литературы:
1. Авторская программа «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А. Г. Рубина и др., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах). / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2001. – 288 с. – (Педагогическое образование).
3. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I - III классах. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.
4. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике. – М.: Просвещение, 1985. – 114 с.