К вопросу о «продвижении» образовательных услуг (на примере кафедры «русского языка, коммуникации и журналистики» АМГУ)
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о «продвижении» образовательных услуг (на примере кафедры «русского языка, коммуникации и журналистики» АМГУ)
«В современных условиях необходимость в продвижении образовательных услуг неуклонно растет. Каждый вуз предпринимает собственные шаги для формирования и поддержания положительного имиджа. К основным используемым инструментам можно отнести: размещение материалов (в том числе и рекламного характера) в СМИ, активную работу с интернет-ресурсами (сайт, smm, форум и другое), дни открытых дверей и т.д. Особенно это актуально для кафедр, предоставляющих обучение по творческим, или как сейчас принято говорить – креативным – специальностям / направлениям подготовки» [2, с. 97]. Рассмотрим продвижения образовательных услуг на примере кафедры «Русского языка, коммуникации и журналистики» АмГУ.
Кафедра «Русского языка, коммуникации и журналистики» начинает свою историю с января 1998 г., когда возникла «кафедра филологии и журналистики», разделившаяся в октябре 1998 г. на кафедру русской филологии и кафедру журналистики, и вновь объединившаяся в единую кафедру в сентябре 2016 г.
В настоящее время на кафедре работает 12 штатных преподавателей, из них 11 кандидатов наук. Научно-педагогические кадры кафедры русского языка, коммуникации и журналистики подготавливались через аспирантуру Томского государственного университета, Московского государственного педагогического университета, Амурского государственного университета и др.
Кафедра ведет подготовку студентов по 5 образовательным программам:
42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»;
42.03.02 «Журналистика», профиль «Универсальная журналистика»;
45.03.01 «Филология», профиль «Преподавание филологических дисциплин (преподавание русского языка как иностранного и неродного)»;
42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», профиль «Экспертиза рекламы и ПР-продуктов»;
45.04.01 «Филология», профиль «Русский язык в межкультурной коммуникации».
Первый выпуск студентов по специальности «Журналистика» состоялся в 2001 г., по специальности «Филология» – в 2003 г., по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» – в 2015 г.
За кафедрой русского языка, коммуникации и журналистики закреплено более 100 учебных дисциплин.
На кафедре осуществляется тестирование по русскому языку как иностранному.
При обучении на кафедре «Русского языка, коммуникации и журналистики», студенты получают базовые теоретические знания по гуманитарным наукам, маркетингу, изучают иностранные языки, регулярно проходят практику в организациях Благовещенска и Амурской области, а также посещают специальные мероприятия научного характера. При проведении занятий по профилирующим предметам используется современное оборудование - проектор, мониторы и ТВ для воспроизведения мультимедийных презентаций. Кафедра полностью компьютеризирована, есть выход в сеть интернет.
К основным преимуществам кафедры можно отнести:
- фундаментальную теоретическую подготовку по гуманитарным наукам;
- высококвалифицированный состав преподавателей;
-привлечение известных PR-специалистов и представителей научных сообществ к проведению различных обучающих мероприятий;
- постоянное обновление фондов специальной литературы.
«В настоящее время научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется в рамках трех основных тем:
-
Русский язык в коммуникативном пространстве региона. Руководитель - Архипова Н.Г., кандидат филологических наук, доцент.
Основные направления: региолект как вариант современного русского языка; язык русского зарубежья как самостоятельная форма существования русского языка (на материале восточной ветви); социолингвистическое описание современной языковой ситуации в дальневосточном регионе. - СМИ Дальнего Востока: история становления и современное состояние. Руководитель – Арчакова О.Б., кандидат филологических наук, доцент
- Основные направления: печатные СМИ Амурской области (кон. XIX - нач. ХХ вв.); особенности функционирования СМИ приграничного региона.
- Экологическая журналистика: этапы становления и перспективы развития. Руководитель – Калинина Н.В., кандидат философских наук
Основные направления: развитие экологической проблематики в СМИ; экологическая журналистика и новые медиа» [1].
Сотрудники кафедры ведут активную научную деятельность: принимают участие в городских, региональных, международных научных конференциях. Например, ежегодно ими проводится «Международная научно-практическая конференция «Медиакоммуникации на Дальнем Востоке». Традицией кафедры является организация Международного молодёжного фестиваля рекламы и PR-коммуникаций «Красный карандаш».
Помимо профессиональных конкурсов и мероприятий студенты кафедры принимают активное участие в общевузовской деятельности. На базе АмГУ развиваются оркестр баянистов и аккордеонистов, танцевальные группы «Феникс», «Куклы» и «Вдохновение», команда КВН «Ничего личного» и др. Для всех желающих работает вокальная студия «Свирель». В университете есть свой народный молодежный театр «Глобус». Ежегодно проходят такие общевузовские мероприятия, как «Мусор-шоу» «Мистер АмГУ», «Мисс АмГУ», «Студенческая весна», «Лучший куратор АмГУ».
Каждый год студенты имеют возможность отдохнуть и поправить здоровье на базе оздоровительного санатория «Василёк». Университет предоставляет возможность постоянного занятия спортом. Ежегодно в университете проводятся спартакиада первокурсников АмГУ, спартакиада сотрудников и преподавателей АмГУ по профилирующим видам спорта.
«Выпускники кафедры «Русского языка, коммуникации и журналистики» обладают широким спектром перспектив дальнейшего трудоустройства. Они имеют возможность работать в службах общественных связей коммерческих структур; в рекламных агентствах и СМИ; в маркетинговых отделах; в пресс-службах политических организаций, в штабах по организации выборных кампаний, в органах государственного управления федерального и регионального уровней; в научных и образовательных организациях, консалтинговых фирмах и т.д» [1].
В настоящее время кафедра активно взаимодействует с такими предприятиями, как издательский дом «Дважды два», телекомпания «Альфа-канал», информационное агентство «Амур-инфо», ООО «Дом радио», Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского, Амурская областная библиотека имени Н.Н. Муравьева-Амурского, Амурский областной Институт развития образования, языковая школа «ЛЕКСИКОН», региональная общественно-политическая газета «Амурская правда», АО «Дальневосточная распределительная сетевая, Амурский медиа центр.
Кроме того, АмГУ занимается реализацией совместных проектов, например, с газетой «Амурская правда» - конкурс «Я остаюсь здесь». Основная задача – продвижение АмГУ и акцентуация внимания на утечку мозгов и переезд выпускников школ в другие регионы. Данный конкурс даёт возможность выпускникам школ заработать дополнительные 4 балла при поступлении в АмГУ.
Отдельно можно выделить такой пласт продвижения, как продвижение через интернет. Сюда можно отнести, в первую очередь, создание страницы медиацентра АмГУ в Instagram и постоянная работа над его усовершенствованием. Данную страницу ведут выпускники бакалавриата и магистратуры по направлению «Реклама и связи с общественностью» кафедры «Русского языка, коммуникации и журналистики» АмГУ. Студенты, потенциальные абитуриент, родители являются постоянными «гостями» прямых эфиров с мероприятий АмГУ, которые освещает таким креативным способом медиацентр.
Проведенный анализ показывает, что у кафедры есть как сильные, так и слабые стороны. Однако, хочется отметить, что положительных характеристик, а также возможностей у кафедры намного больше, чем слабых сторон. В первую очередь, это высокий процент трудоустройства выпускников (в том числе в своём университете), наличие единственной в городе магистратуры по направлению «Реклама и связи с общественностью», продвижение посредством наполнения страницы и выхода в прямой эфир в рамках ведения страницы медиацентра АмГУ в социальной сети Instagram.