Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики
Специфика математики заключается в том, что в ней имеется ключевая деятельность – деятельность по открытию доказательств. Один из возможных способов организации деятельности учащихся на уроке математики, в результате которой они сами могли бы находить доказательства, подсказывает концепция гуманитарно ориентированного преподавания математики, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. Х. Назиевым [1, 3]. Приведем основные положения этой концепции:
1. «Математика – это доказательство.
2. Преподавать математику – значит систематически побуждать учащихся к открытию собственных доказательств.
3. Преподавание математики является незаменимым средством формирования человека культурного: мыслящего, нравственного и свободного» [2, с.61].
Говоря о практическом применении данной концепции, стоит отметить, что она помогает учителю математики организовать активную познавательную деятельность учащихся, в ходе которой строится конструктивный диалог и происходит открытие доказательства. В результате такой деятельности ученик познаёт новое, тесно работает с ранее изученным материалом, находит для себя ответ на вопрос: для чего нам это нужно и зачем это изучать?
Рассмотрим несколько примеров, непосредственно иллюстрирующих практическую реализацию концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики.
Пример 1. Решить уравнение (№487, Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин).
Пусть , тогда в силу определения частного , т.е. , откуда, по определению разности , т.е. Значит, если , то
Теперь покажем, что это действительно так. Обратно, пусть , тогда и поэтому . Значит, если , то .
Таким образом, тогда и только тогда, когда .
Пример 2. Решить уравнение (№207, Алгебра 8 класс, А.Г. Мерзляк).
Пусть , тогда в силу определения частного и
, т.е. и , т.е. и в силу определения разности , т.е. и , т.е. . Итак, если , то .
Обратно, пусть , тогда и . В силу определения частного это означает, что .
Таким образом, если , то .
Данные примеры показывают, как пользуясь лишь хорошо известными определениями можно прийти к логически правильному решению и исключить использование спорных приёмов нахождения ответа.