Статья:

Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Емельянова М.А. Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики

Емельянова Мария Александровна
магистрант ФМФХИ ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», РФ, г. Коломна
Назиев Асланбек Хамидович
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры математики и МПМД ГОУ ВО МО «Гос-ударственный социально-гуманитарный университет», РФ, г. Коломна

 

Специфика математики заключается в том, что в ней имеется ключевая деятельность – деятельность по открытию доказательств. Один из возможных способов организации деятельности учащихся на уроке математики, в результате которой они сами могли бы находить доказательства, подсказывает концепция гуманитарно ориентированного преподавания математики, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. Х. Назиевым [1, 3]. Приведем основные положения этой концепции:

1. «Математика – это доказательство.

2. Преподавать математику – значит систематически побуждать учащихся к открытию собственных доказательств.

3. Преподавание математики является незаменимым средством формирования человека культурного: мыслящего, нравственного и свободного» [2, с.61].

Говоря о практическом применении данной концепции, стоит отметить, что она помогает учителю математики организовать активную познавательную деятельность учащихся, в ходе которой строится конструктивный диалог и происходит открытие доказательства. В результате такой деятельности ученик познаёт новое, тесно работает с ранее изученным материалом, находит для себя ответ на вопрос: для чего нам это нужно и зачем это изучать?

Рассмотрим несколько примеров, непосредственно иллюстрирующих практическую реализацию концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики.

Пример 1. Решить уравнение  (№487, Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин).

Пусть , тогда в силу определения частного , т.е. , откуда, по определению разности , т.е.  Значит, если , то 

Теперь покажем, что это действительно так. Обратно, пусть , тогда  и поэтому . Значит, если , то .

Таким образом,  тогда и только тогда, когда .

 

Пример 2. Решить уравнение  (№207, Алгебра 8 класс, А.Г. Мерзляк).

Пусть , тогда в силу определения частного  и

т.е.  и , т.е.  и в силу определения разности , т.е.  и  , т.е. . Итак, если , то .

Обратно, пусть , тогда  и . В силу определения частного это означает, что .

Таким образом, если , то .

Данные примеры  показывают, как пользуясь лишь хорошо известными определениями можно прийти к логически правильному решению и исключить использование спорных приёмов нахождения ответа.

 

Список литературы:
1. Емельянова М.А. К вопросу о реализации концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики в средней школе / Сборник ма-териалов IV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания математики в средней школе». – Коломна: ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2017.
2. Назиев, А. Х. Гуманитарно ориентированное преподавание математи-ки в общеобразовательной школе / А. Х. Назиев. – Рязань, 1999. – 112 с.
3. Назиев, А. Х. Зачем нужны доказательства в обучении математике? / Математика, физика, химия, информатика. Теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Коломна: МГОСГИ, 2015. – С. 59-74.