Мотивы выбора профессии педагога
Конференция: LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Мотивы выбора профессии педагога
Аннотация. Данная статья посвящена мотивам выбора педагогической профессии. На основании обзора научной литературы и авторского исследования мотивов выбора профессии у студентов педагогического вуза было выявлено противоречие между мотивацией профессионального выбора и отношением к негативным факторам профессии педагога.
Ключевые слова: мотив, мотивация, профессия, деятельность, педагог, негативные факторы, тестирование.
Объект: профессия педагога.
Предмет: мотивы выбора и негативные факторы профессии педагога.
У каждого человека индивидуальные мотивы выбора профессии. Мотивационная сфера личности состоит из индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, стремлений, убеждений и социальных норм. В современном мире остаётся актуальным противоречие между выбором профессии и негативными факторами выбранной деятельности. Это противоречие особенно выражено в профессии педагога.
Выбор профессии – это сложный и долгий мотивационный процесс. От этого выбора во многом зависит удовлетворённость человека своей жизнью. Человек выбирает свою специальность исходя из имеющихся у него социальных ценностей. Например, если у человека главной ценностью является общественное признание, то профессия выбирается исходя из её престижности в обществе.
Многими учёными был рассмотрен вопрос мотивов выбора профессии, созданы различные теории. Л. Портер и Э. Лоулер дополнили процессуальную «теорию ожидания» В. Врума и в 1968 году сформировали теорию мотивации труда. Согласно данной теории, результаты, достигаемые человеком в процессе труда, зависят от вознаграждения, степени удовлетворения, затрачиваемых усилий, способностей и индивидуальных особенностей человека, осознания человеком своей роли в процессе труда.
Существуют различные мотивы поступления в педагогический вуз. По данным опроса А.Э. Штейнмеца в 1998 году, 30-45% студентов, поступивших в педагогические вузы, положительно относятся к профессии учителя. Около 40% студентов поступали в вуз из-за интереса к предметам, изучаемым в вузе, при этом, без интереса к деятельности учителя. У 13-22% опрошенных мотивами поступления в вуз являются стремление избежать службы в армии или престижность высшего образования. Часто мотивом поступления в педагогический вуз является его близость к месту проживания.
А.К. Байметов, изучая мотивы выбора педагогической деятельности, объединил их в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности предметом, мотивы увлечённости общением с детьми. По характеру доминирования этих мотивов автором выделены группы учителей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения с детьми (11%) и без мотива (7%). Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся.
В 1980-е годы Н.В. Журиным изучалось отношение учителей к различным факторам их педагогической деятельности. По результатам исследования было установлено, что удовлетворённость учителей своей профессией и местом работы у одних связывается с материальной базой, имеющейся в школе, у других – с результатами, достигаемыми в педагогической деятельности, у третьих – с взаимоотношениями с администрацией, у следующих – с заработной платой. С увеличением стажа работы в школе менялась значимость различных факторов, влияющих на удовлетворённость местом работы.
Среди негативных факторов педагогической профессии отмечается снижающаяся престижность профессии учителя, нервно-психическая напряжённость труда, наличие в большинстве школ женского учительского коллектива. Эти факторы, вместе с низкой оценкой учителем своих способностей, приводят к уходу из профессии и влияют на отсутствие желания у выпускников педагогических вузов работать в школе.
Также, мотивами, побуждающими к уходу из системы образования, являются неудовлетворённость отношением учащихся к учёбе и их дисциплина, размер вознаграждения и большая нагрузка.
В 1980 году Ю.М. Фисин изучал мотивы ухода преподавателей из ПТУ. Первостепенными оказались причины, отражающие отношения с администрацией училища: неудовлетворённость стилем руководства, организацией труда, частые конфликты. На втором месте были проблемы взаимоотношений в коллективе: отсутствие помощи и поддержки, невнимательность со стороны коллег. Особенно чувствительными к этому фактору оказались молодые педагоги.
Нами было проведено тестирование на базе педагогического вуза. Выборку составили студенты 4 курса в составе 26 человек. Целью тестирования является определение и сравнение приоритетных мотивов выбора педагогической профессии, негативных факторов данной профессии у студентов в 2019 году и в 1980-х, 1990-х годах.
По результатам опроса «Мотивы поступления в педагогический вуз», наибольшее число опрошенных выбрали ответ «Положительно отношусь к профессии учителя» (63%), на втором месте мотив получения высшего образования (32%), следующий по популярности ответ «Предметные мотивы / интерес к изучаемым предметам» (17%), также, был выбран мотив «Необходимые при поступлении предметы для сдачи ЕГЭ» (13%), наименее популярный ответ «Выбор профессии родителями» (4%).
Таким образом, сохраняется положительное отношение к профессии учителя, на второе место вышла цель получения высшего образования для престижности, на третьем месте «предметные мотивы».
По итогам тестирования на тему: «Негативные факторы профессии педагога», самым популярным ответом стал «Нервно-психическая напряжённость труда» (79%), на втором месте ответ «Низкая заработная плата» (54%), также, опрошенные считают негативным фактором большое количество работы с документами (38%), последнее место занял ответ «Большое количество учащихся в классе» (15%).
Следовательно, большинство студентов считают негативным фактором профессии педагога нервно-психическую напряжённость труда. Отметим, что 0% опрошенных выбрали ответ «Низкая престижность профессии учителя».
Анализ литературы по проблеме исследования, а также тестирование, проведённое со студентами педагогического вуза, позволяют сделать вывод, что профессиональное самоопределение личности осуществляется под влиянием различных групп мотивов. Большинство студентов положительно относятся к профессии педагога, но их смущает нервно-психическая напряжённость труда и другие негативные факторы.
Мы полагаем, что увеличение часов педагогической практики в школе, поможет студентам точнее сделать выбор в отношении той или иной группы мотивов и рассмотреть негативные факторы профессии.