ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ГИА
Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ГИА
1. В современных УМК по английскому языку для старших классов, основываясь на проведенном анализе УМК «Spotlight» для 10 класса, обучению творческому письму уделяется повышенное внимание. Творческие письменные задания предлагаются в учебнике в рамках раздела «Writing Skills», а также подраздела «Writing», присутствующего в разных разделах учебника. Большинство заданий на творческое письмо относятся к подтипу продуцирования (70,4%), однако встречаются также задания на трансформацию (22,2%) и реставрацию текста (7,4%). Формы творческого задания в учебнике включают: сочинение (22,2%), написание письма (22,2%), проект (14,8%), продолжение текста (11,2%), опрос (7,4%), написание статьи (7,4%), письменный пересказ диалога (3,7%), написание резюме (3,7%), написание брошюры (3,7%), написание стихотворения / создание постера (3,7%). Главными преимуществами УМК «Spotlight» в рамках обучения творческому письму учащихся 10 класса являются наличие заданий вариативного типа, большое разнообразие форм творческого письма, личностная направленность многих заданий, проблемность формулировок заданий, соотношение индивидуальной и групповой работы. Среди недостатков УМК выделены отсутствие поэтапного обучения и неиспользование инновационных средств для повышения мотивации к творческому письму.
2. Комплекс упражнений бы направлен на обучение творческому письму учащихся 10 класса на уроках английского языка. Главными методическими принципами и особенностями обучения в разработанном комплексе упражнений стали поэтапность обучения, чередование индивидуальной, парной и групповой работы, проблемность заданий, личностная направленность творческого письма, ролевое исполнение, применение наглядности и ассоциативности, включение видео-ресурсов. Формами творческого письма в разработанном комплексе упражнений являются командное составление ассоциограммы, эссе на тему одной из идей из составленной ранее ассоциограммы (на репродуктивном этапе), описание результатов интервью и диаграммы, продолжение стихотворения (на продуктивном этапе), письменная ролевая игра и описание проведенного эксперимента (на творческом этапе).
3. Педагогический эксперимент проведен на основе двух групп учащихся (контрольной и экспериментальной) в три этапа. На констатирующем этапе был проведен предварительный срез на выявление уровня сформированности умений письменной речи у учащихся обеих групп за счет выполнения задания из демоверсии ЕГЭ по английскому языку (письменная часть).. Совокупный учет данных критериев позволил выявить доминирующий средний уровень сформированности умений письменной речи в каждой группе учащиеся (50,0%), большое количество учащихся, показавших низкий уровень (35,8% в контрольной группе и 42,9% в экспериментальной группе) и редкие показатели высокого уровня (14,2% в контрольной группе и 7,1% в экспериментальной группе). Формирующий этап педагогического эксперимента предполагал обучение учащихся творческому письму: контрольная группа обучалась по УМК «Spotlight» (урок 4е), экспериментальная группа – по разработанному комплексу упражнений. На контрольном этапе педагогического эксперимента был проведен итоговый срез по тренировочным тестам письменной части ЕГЭ с целью определения уровня сформированности умений письменной речи у учащихся двух групп после прохождения курса обучения творческому письму. Контрольная группа показала некоторую динамику и повышение общего среднего уровня сформированности умений письменной речи. Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали более интенсивную динамику в сформированности умений письменной речи и, соответственно, повышенные умения в области творческого письма. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвердить эффективность разработанного комплекса упражнений и его применения на уроках английского языка с целью обучения учащихся 10 класса творческому письму.