Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Никитюк Ю.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(276). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(276).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Никитюк Юлия Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Донецкий Государственный Университет, РФ, ДНР, г. Донецк
старший преподаватель, ФГБОУ ВО Донецкий Государственный Университет, РФ, ДНР, г. Донецк

 

Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) часто сталкиваются с трудностями при освоении письменной формы речи, поскольку у них наблюдаются различные нарушения, такие как недостаточное развитие речи, ручных умений, телесной схемы и чувства ритма.

Основным признаком дисграфии являются устойчивые специфические ошибки:

- на уровне букв и слогов: пропуски, замены, перестановки;

- на уровне слов: раздельное написание частей слова, слитное написание слов, грамматические ошибки.

Эти ошибки позволяют диагностировать дисграфию у ребенка. Профилактическая работа должна начинаться уже в возрасте 5-6 лет и проводиться систематически, затрагивая все аспекты речевого развития. Важно развивать пространственные и временные представления, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Одновременно необходимо совершенствовать графические навыки и учить ребенка ориентироваться на бумаге. Также уделяется внимание развитию звукобуквенного анализа слов, формированию фонематического слуха, обогащению словаря, работе со слоговым анализом и синтезом слов, словообразованием и согласованием слов. Развитие связной речи и правильное использование предлогов и падежных окончаний тоже играют важную роль. Ранние занятия чтением и письмом помогут детям с ОНР избежать дисграфических ошибок.

Коррекционные мероприятия проводятся с учётом общих дидактических принципов, принципа опережения устной речи перед письменной, а также психологических особенностей дошкольников и индивидуальных характеристик каждого ребенка. Для этого используются эмоционально насыщенный речевой материал, игровые методы и разнообразные упражнения.

Игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Логопедическая коррекция включает в себя увлекательные игры и задания, направленные на развитие речи и мышления, а также помогающие запоминать начертания букв. Задания подбираются разного уровня сложности.

Работа с буквами. Игра с пластилином.

Вместе с детьми лепите буквы из пластилина, а затем закрепляйте их на гладких досках для последующего тактильного изучения. Пусть ребенок попробует с закрытыми глазами наощупь определить, какую букву он держит. Дома дети могут вместе с родителями сделать буквы из теста и испечь из них печенье. Также интересно играть со счетными палочками или мозаикой: дети любят выкладывать буквы из этих материалов.

Ниткографией называют технику создания букв с использованием толстых шерстяных ниток или веревки на ткани, например, на фланелевом лоскуте.

Еще один способ — создание букв из тонкой проволоки. Эти буквы могут двигаться, словно оживать: махать руками, кланяться или шагать по дороге. Вместе с ребенком можно придумывать веселые истории про жизнь букв. Эта игра помогает малышу научиться складывать буквы в слоги и постепенно осваивать чтение.

Рисуйте буквы по ассоциациям: например, буква «П» напоминает ворота, «Г» — вешалку, «Ч» — стул, «О» — обруч, а «Ж» — жука.

Предлагайте ребенку порисовать красками, водой или крупами: пусть он нарисует крупные яркие буквы кисточкой или напишет их на подносе с манкой. Используйте цветные мелки для рисования на доске или асфальте, а также попробуйте рисовать на запотевших окнах.

Чтобы улучшить запоминание графической формы букв, научите ребенка распознавать их через осязание: взрослый может «писать» буквы пальцем на руке, щеке или спине ребенка. Если малыш уже умеет читать, предложите ему попробовать прочитать короткие слова из нескольких букв тактильным методом.

Интересным упражнением станет «рисование» букв в воздухе пальцами или всей рукой, как будто вы дирижируете оркестром. Один человек рисует, другой пытается угадать букву. Затем поменяйтесь ролями.

Еще одно задание — поиск нужной буквы среди множества других букв разного цвета и размера либо на картинке. Можно попросить ребенка сложить букву из двух или четырех частей, узнать и дорисовать недостающую часть буквы или зачеркнуть неверную букву.

Работа со слогами включает в себя придумывание слов с определенным слогом в начале, середине или конце слова, составление слоговых схем, образование слога из начальных звуков названных картинок (например, «мо» из «мак» и «одуванчик»), а также составление слогов из разрезной азбуки. Кроме того, предлагаются задания на изменение порядка звуков в слоге, выбор слогов, начинающихся или заканчивающихся на гласный звук.

Работа со словами предполагает разгадывание ребусов, деление слов на слоги с определением ударного слога, подбор слов к звукослоговым схемам, составление слов из начальных или последних звуков, а также создание цепочек слов путем соединения двух слов в одно (например, «пар» + «воз» = «паровоз»).

При работе со словосочетаниями предлагается подбирать прилагательные к заданным словам, предметы к прилагательным, а также составлять сочетания предметов и действий (например, «что можно сделать с морковью?» – «съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть и т.д.»), а также сочетать существительные с числительными.

Работа с предложениями включает составление схем предложений, формирование предложений по схемам, составление предложений с заданным числом слов, распространение предложений, работу с искаженными предложениями.

Работа с текстом заключается в составлении рассказов по сюжетным картинам, сериям изображений, началу или концу текста, опорным словам, а также в исправлении деформированных текстов. Дополнительно проводятся пересказы текстов и сочинение сказок и рассказов.

Кроме стандартных методов коррекции и профилактики дисграфии, полезными оказываются занятия по фонетической ритмике. Это система физических упражнений, где движения тела (туловища, головы, рук, ног) сочетаются с произношением определенных речевых элементов (фраз, слов, слогов, звуков). Такие занятия способствуют улучшению звукопроизношения, нормализации дыхания, ритма, темпа и плавности речи, голоса, интонации, а также обогащают словарный запас, расширяют кругозор ребенка и развивают межсенсорные связи, что в целом помогает преодолеть возможные трудности в чтении и письме.

Своевременная диагностика детей с фонетико-фонематическими нарушениями, правильный выбор стратегий коррекционной работы и организация специального обучения в детском саду позволяют не только устранить речевые проблемы, но и полноценно подготовить детей к школьному обучению.

 

Список литературы: 
1. Безруких, М.Н. Ефимова, С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.,1991. 
2. Бурлако, В.М. Русский язык в картинках. – М., 1991. 
3. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991. 
4. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников. Автореферат. – М., 1982. 
5. Милостиленко, Л.П. Методические рекомендации по предупреждению нарушений ошибок чтения и письма. – М., 1995.