Статья:

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Иванов С.В., Далай С.А. ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Иванов Сергей Викторович
студент Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Далай Сайын-Белек Аясович
студент Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Павлова Светлана Валерьевна
научный руководитель, Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ

 

Введение: Двигатели постоянного тока (ДПТ) – это электромеханические устройства, преобразующие электрическую энергию постоянного тока в механическую. Они занимают важное место в различных областях техники благодаря своей способности обеспечивать плавное регулирование скорости вращения и высокий пусковой момент. В настоящем документе (или исследовании) будут рассмотрены принципы работы, конструкция, характеристики и области применения двигателей постоянного тока, а также их преимущества и недостатки по сравнению с другими типами двигателей. Цель данного научного исследования – изучить функционирование электродвигателя постоянного тока, его конструкцию, ключевые параметры и сферы использования. В работе будут проанализированы основные разновидности ДПТ, их достоинства и изъяны, а также перспективы применения. Исследование электродвигателей постоянного тока имеет высокую практическую значимость, так как понимание их работы способствует созданию более производительных и долговечных электротехнических приборов. Более того, изучение данной темы улучшит понимание основ электротехники и электроэнергетики в целом. В ходе работы будут применены различные методы анализа, включающие теоретическое изучение научной литературы, проведение опытов с действующими двигателями, а также компьютерное моделирование их функционирования при помощи специализированного программного обеспечения. Предполагается, что итоги исследования расширят наши знания об электродвигателях постоянного тока и их использовании.

 

Рисунок 1. Внешнее строение двигателя постоянного тока

 

1. Ранние эксперименты (XIX век): В начале XIX века ученые, такие как Ханс Кристиан Orsted и Майкл Фарадей, начали изучать связь между электричеством и магнетизм.

2. Первый электродвигатель: В 1821 году Фарадей продемонстрировал примитивный электродвигатель, использующий магнитное поле.

3. Разработка двигателей: В 1834 году Гаральд Кеннингем создал один из первых двигателей постоянного тока с постоянными магнитами.

4. Коммерческое применение: В 1860-х и 1870-х годах началось массовое производство, и такие изобретатели, как Томас Эдисон, способствовали популяризации двигателей.

5. Современные достижения: В XX веке развились бесщеточные двигатели и системы управления, что улучшило их эффективность и надежность.

1. Номинальное напряжение: 12 В

2. Номинальный ток: 1.5 А

3. Мощность: 18 Вт

4. Частота вращения: 3000 об/мин

5. Крутящий момент: 0.05 Н·м (или 5.0 мН·м)

6. Коэффициент полезного действия (КПД): 75%

7. Тип коллектора: Щеточный

8. Рабочая температура: -20°C до +40°C

9. Изоляция: Класс B (130°C)

10. Габариты и масса: 100 мм в диаметре, 150 мм в длину, вес 1.5 кг

 

Рисунок 2. Первый двигатель постоянного тока

 

Свойства двигателя постоянного тока

1. Регулируемость: Двигатели постоянного тока (ДПТ) легко контролируются по скорости и крутящему моменту. Изменение напряжения на обмотках непосредственно влияет на скорость вращения, а изменение нагрузки — на момент силы.

2. Момент силы: ДПТ обеспечивают высокий начальный момент силы, что делает их подходящими для приложений, требующих быстрого разгона.

3. Частота вращения: Частоту можно регулировать изменением напряжения или с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ).

4. Простота конструкции: ДПТ имеют относительно незамысловатую конструкцию, что упрощает их обслуживание и ремонт.

5. Эффективность: Коэффициент полезного действия (КПД) двигателей постоянного тока может достигать 75-90%, в зависимости от конструкции и условий эксплуатации.

6. Низкий уровень шума: В сравнении с некоторыми другими типами двигателей (например, асинхронными), ДПТ работают тише.

7. Перегрев: При длительной работе или при высоких нагрузках ДПТ могут нагреваться, поэтому важно учитывать условия эксплуатации и обеспечивать охлаждение.

8. Износ контактных щеток: В щеточных ДПТ происходит износ контактных щеток, что требует периодической замены. Безщеточные двигатели постоянного тока (BLDC) устраняют эту проблему, но имеют более сложную конструкцию.

9. Диапазон рабочих температур: ДПТ могут функционировать в широком диапазоне температур, но эффективность может снижаться при экстремальных условиях.

10. Обратимость: ДПТ могут работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора, что позволяет использовать их в различных приложениях.

Применения двигатели постоянного тока

  1. Транспорт: ДПТ применяются в электромобилях, электровозах, троллейбусах, электрокарах и других видах электрического транспорта, где требуется плавная регулировка скорости и большой пусковой момент.
  2. Промышленность: Двигатели постоянного тока используются в различных промышленных установках, таких как подъёмные краны, конвейеры, станки с числовым программным управлением, робототехника и другое оборудование, где требуется точная регулировка скорости и момента.
  3. Автомобильная промышленность: ДПТ применяются в автомобилях для приводов различных механизмов, таких как стеклоподъёмники, электроприводы замков, вентиляторы и другое.
  4. Бытовая техника: Двигатели постоянного тока используются в различных бытовых приборах, например, в электроинструментах (дрелях, шуруповёртах), стиральных машинах, пылесосах.
  5. Авиационная промышленность: ДПТ применяются в самолётах для приводов различных вспомогательных систем.
  6. Медицинская техника: Двигатели постоянного тока используются в медицинском оборудовании, например, в электрохирургических установках, приводах для медицинских инструментов.
  7. Робототехника: Точная регулировка скорости и момента делает ДПТ подходящими для использования в робототехнических системах.
  8. Системы автоматического управления: ДПТ часто используются в системах автоматического управления благодаря возможности плавной регулировки скорости.

Преимущества двигателя постоянного тока:

  1. Плавная регулировка скорости и момента благодаря линейным характеристикам.
  2. Высокий пусковой момент.
  3. Компактность, особенно у двигателей с постоянными магнитами.
  4. Возможность работы как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.
  5. Более высокая эффективность при полной нагрузке (на 1–2 % выше, чем у асинхронных и синхронных машин) и преимущество до 15 % при неполной нагрузке.

Недостатки двигателя постоянного тока:

  1. Высокая стоимость производства.
  2. Необходимость регулярного обслуживания коллекторно-щёточного узла и ограниченный срок службы из-за износа щёток.
  3. В некоторых случаях сложная схема подключения обмотки возбуждения.

 

Рисунок 3. Внешнее строение двигателя постоянного тока

 

Модернизация двигателей постоянного тока (ДПТ) проходила по нескольким направлениям:

Улучшение материалов:

замена постоянных магнитов на более мощные (редкоземельные магниты) для увеличения момента и КПД;

использование жаростойкой и износостойкой изоляции обмоток для повышения надёжности и срока службы;

улучшение материалов и технологий изготовления коллекторов для снижения искрения и износа щёток.

Усовершенствование конструкции:

разработка более совершенных систем коммутации (бесконтактные коллекторы) для улучшения плавности работы и снижения радиопомех;

внедрение эффективных систем охлаждения (воздушное и жидкостное) для увеличения мощности и рабочего режима двигателей;

создание миниатюрных ДПТ для использования в портативной технике и робототехнике.

Внедрение новых технологий:

электронное управление для точной регулировки скорости и момента вращения, а также реализации сложных алгоритмов управления;

развитие бесщёточных ДПТ с электронным коммутатором для повышения надёжности и долговечности.

Оптимизация параметров: использование компьютерного моделирования для оптимизации конструкции и параметров ДПТ для достижения наилучших характеристик.

Заключение В ходе проведенного исследования были изучены принципы работы, конструкция, характеристики и области применения электродвигателей постоянного тока. Анализ различных типов ДПТ, их преимуществ и недостатков позволил выявить специфику их использования в различных областях техники. Полученные результаты подтверждают высокую практическую значимость изучения ДПТ, поскольку понимание их функционирования является основой для разработки более эффективных и надежных электротехнических устройств. Использование теоретических знаний, экспериментальных данных и результатов компьютерного моделирования позволило расширить имеющиеся знания о ДПТ и их применении. Полученные выводы могут быть использованы специалистами в области электротехники и электроэнергетики для проектирования и оптимизации электротехнических систем. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых типов ДПТ с улучшенными характеристиками и расширением областей применения

 

Список литературы:
1. Электронный ресурс https://cable.ru/articles/1939-ustrojstvo-i-princip-raboty-dvigatelya-postoyannogo-toka/