ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ
Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ
Ответственность — это в первую очередь понимание того, какие последствия могут наступать при принятии важных решений. Депутаты наделены такими полномочиями, которые позволяют им определять в отдельных аспектах направления развития муниципального образования, его функционирование в целях решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. Поэтому они на наш взгляд должны нести усиленную ответственность перед населением, но современное законодательство недостаточно поддерживает данную позицию. Рассматривая нормативно-правовые акты и анализируя их, можно сказать, что в Российской Федерации депутаты не несут достаточной ответственности перед гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Поэтому хотим обратить внимание на опыт регулирования данного вопроса в советское время.
В СССР было принято, что депутаты должны были принимать наказы от избирателей и должны были их соблюдать. Это было обязательным условием их деятельности. Депутаты того времени в обязательном порядке должны были рассматривать данные наказы, принимать по ним решения и осуществлять контроль за их исполнением. Если депутат принимал решение об отклонении инициативы населения, выраженной в наказе, то он неотвратимо должен был отчитаться перед населением, в причине отказа и получить согласие на отклонения инициативы. За невыполнение такого документа, депутат мог понести ответственность, а именно в случае невыполнения он мог быть отозван населением.
В настоящее время в Российской Федерации такое положение в законодательстве не предусмотрено. Аргументируя это, можно обратиться к Конституции 1993 года, где такие нормы не предусмотрены, следовательно можно сказать, что данная практика не применяется в современных условиях. Сейчас депутат имеет право принять наказ, но обязанности учесть его в своей работе у него нет. Таким образом возникает вопрос об ответственности депутата перед населением, существует ли она вообще и в каких случаях применяется. Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к федеральному закону N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [2]. В данном законе в статье 24 сказано, что отозвать депутата возможно только в случае принятия противоправных решений или совершения противоправного действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Рецензируя данную выдержку из законодательства, можно сказать о том, что депутат ответственен перед населением, но только в том случае, если он нарушает законодательство РФ, но важно отметить, что в отношении депутата должно быть вынесено конкретное судебное решение, которое подтверждает незаконные действия депутата. Депутат может проводить различную политику, которая будет соответствовать его политическим взглядам, при этом она может не удовлетворять в полной мере все население муниципального образования. Поэтому, можно сказать, что ответственность депутатов перед населением есть, но ее необходимо усиливать, так как она не в полной мере способна ограничивать депутатов в их деятельности.
Необходимость повысить роль и значение депутатов представительного органа местного самоуправления не только в системе органов местного самоуправления, но и во взаимодействии с населением. Все же сказать, что депутаты — это полностью свободные от ответственности люди нельзя. К примеру, ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления Самарской области предусмотрена законом Самарской области от 07.02.2003 №5-ГД “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Самарской области” [3] и она заключается в прекращении своих полномочий депутатом, в случае отзыва избирателями или вынесении обвинительного приговора в суде, а отдельных положений, которые бы затрагивали иные меры ответственности не предусмотрены. Поэтому, можно сказать, что депутаты представительного органа несут малую долю ответственности, но она нуждается в укреплении и ее необходимо усилить. Так можно сделать вывод, основываясь на законодательстве субъекта, что депутаты не в полной мере ответственены перед населением за проведение своей политики, поэтому увеличение роли ответственности перед населением позволит депутатам больше акцентировать внимание на решение местных проблем, а жителям муниципального образования проявлять большую активность в организации и деятельности в представительных выборах и быть уверенными в реализации своего мнения. Вопросы, затрагивающие усиление ответственности направлены, в первую очередь на обеспечение, местного самоуправления, как одного из принципов конституционализма, поддерживающего принцип федерализма. Большая ответственность это в первую очередь не попытка ужесточить отношение к депутатам представительного органа, а способ укрепления доверия граждан к институтам государственной власти, тем самым население тоже приобретает большую значимость в принятии решений местной власти, что заставляет людей лучше задумываться о последствиях своих требований.