Статья:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Атласова В.Д., Митякина М.А. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(276). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(276).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

Атласова Виолетта Дмитриевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Митякина Мария Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Мангушева Тамара Сергеевна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Ответственность — это в первую очередь понимание того, какие последствия могут наступать при принятии важных решений. Депутаты наделены такими полномочиями, которые позволяют им определять в отдельных аспектах направления развития муниципального образования, его функционирование в целях решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. Поэтому они на наш взгляд должны нести усиленную ответственность перед населением, но современное законодательство недостаточно поддерживает данную позицию. Рассматривая нормативно-правовые акты и анализируя их, можно сказать, что в Российской Федерации депутаты не несут достаточной ответственности перед гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Поэтому хотим обратить внимание на опыт регулирования данного вопроса в советское время.

В СССР было принято, что депутаты должны были принимать наказы от избирателей и должны были их соблюдать. Это было обязательным условием их деятельности. Депутаты того времени в обязательном порядке должны были рассматривать данные наказы, принимать по ним решения и осуществлять контроль за их исполнением. Если депутат принимал решение об отклонении инициативы населения, выраженной в наказе, то он неотвратимо должен был отчитаться перед населением, в причине отказа и получить согласие на отклонения инициативы. За невыполнение такого документа, депутат мог понести ответственность, а именно в случае невыполнения он мог быть отозван населением.

В настоящее время в Российской Федерации такое положение в законодательстве не предусмотрено. Аргументируя это, можно обратиться к Конституции 1993 года, где такие нормы не предусмотрены, следовательно можно сказать, что данная практика не применяется в современных условиях. Сейчас депутат имеет право принять наказ, но обязанности учесть его в своей работе у него нет. Таким образом возникает вопрос об ответственности депутата перед населением, существует ли она вообще и в каких случаях применяется. Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к федеральному закону N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [2]. В данном законе в статье 24 сказано, что отозвать депутата возможно только в случае принятия противоправных решений или совершения противоправного действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Рецензируя данную выдержку из законодательства, можно сказать о том, что депутат ответственен перед населением, но только в том случае, если он нарушает законодательство РФ, но важно отметить, что в отношении депутата должно быть вынесено конкретное судебное решение, которое подтверждает незаконные действия депутата. Депутат может проводить различную политику, которая будет соответствовать его политическим взглядам, при этом она может не удовлетворять в полной мере все население муниципального образования. Поэтому, можно сказать, что ответственность депутатов перед населением есть, но ее необходимо усиливать, так как она не в полной мере способна ограничивать депутатов в их деятельности.

Необходимость повысить роль и значение депутатов представительного органа местного самоуправления не только в  системе органов местного самоуправления, но и во взаимодействии с населением. Все же сказать, что депутаты — это полностью свободные от ответственности люди нельзя. К примеру, ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления   Самарской области предусмотрена законом Самарской области от 07.02.2003 №5-ГД “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Самарской области” [3] и она заключается в прекращении своих полномочий депутатом, в случае отзыва избирателями или вынесении обвинительного приговора в суде, а отдельных положений, которые бы затрагивали иные меры ответственности не предусмотрены. Поэтому, можно сказать, что депутаты представительного органа несут малую долю ответственности, но она нуждается в укреплении и ее необходимо усилить. Так можно сделать вывод, основываясь на законодательстве субъекта, что депутаты не в полной мере ответственены перед населением за проведение своей политики, поэтому увеличение роли ответственности перед населением позволит депутатам больше акцентировать внимание на решение местных проблем, а жителям муниципального образования проявлять большую активность в организации и деятельности в представительных выборах и быть уверенными в реализации своего мнения. Вопросы, затрагивающие усиление ответственности направлены, в первую очередь на обеспечение, местного самоуправления, как одного из принципов конституционализма, поддерживающего принцип федерализма. Большая ответственность это в первую очередь не попытка ужесточить отношение к депутатам представительного органа, а способ укрепления доверия граждан к институтам государственной власти, тем самым население тоже приобретает большую значимость в принятии решений местной власти, что заставляет людей лучше задумываться о последствиях своих требований.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. От 08.08.2024) “об общих принципах организации местного самоуправления” // СПС “Консультант плюс” URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571
3. Закон Самарской области “о статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Самарской области” // Правительство Самарской области. URL:  https://www.samregion.ru/documents/laws/5-gd-ot-07-02-2003/
4. Зык, А. А. Правовое регулирование ответственности депутата представительного органа сельского поселения / А. А. Зык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86177/
5. Стоноженко, А. В. Проблемы правового закрепления и практического применения санкций муниципально-правовой ответственности / А. В. Стоноженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76497
6. Разинова, Н. А. Проблемы привлечения депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности и возможные варианты их решения / Н. А. Разинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 185-192. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63792