Статья:

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Курочкин С.А. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(276). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(276).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курочкин Сергей Александрович
магистрант, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Аннотация. В статье исследованы вопросы, касающиеся правового положения мировых судей в судебной системе Российской Федерации, которые обретают особую актуальность в настоящее время, так как ежегодно нагрузка на суды различных инстанций судебной системы РФ неуклонно увеличивается. Данное обстоятельство обусловило необходимость изучения проблем перераспределения категорий рассматриваемых дел между федеральными судьями и судьями субъектов РФ, вследствие чего актуальным становится вопрос о положении мировых судей в иерархии судебной системы РФ. По результатам проведённого исследования правового положения федеральных судей и мировых судей обосновано предложение по совершенствованию положений действующего российского законодательства в данной сфере.

 

Ключевые слова: мировой судья, судья районного суда, суд, судебная система, правовой статус, статус судьи.

 

Согласно ст. 10 Конституции РФ [1] государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Иными словами, в РФ провозглашено действие принципа разделения власти на три независимых ветви власти. Несмотря на то, что все ветви власти равны в своей самостоятельности, деятельность, реализуемая в рамках судебной власти, имеет особую значимость, что обусловлено её спецификой – отправлением правосудия.

Начальным (первым) звеном судебной системы РФ является мировой суд. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями. Разграничение полномочий между мировыми и районными судами позволяет устранить одну из проблем функционирования судов общей юрисдикции – чрезмерную загруженность районных судов. Наличие мировых судов как раз позволяет решить эту проблему.

Как было отмечено ранее, мировые судьи являются составной частью системы судов общей юрисдикции РФ, занимая самое нижнее положение в иерархии судебной системы. В этой связи у многих граждан сформировался ошибочный стереотип о том, что нижестоящее положение мировых судей по отношению к остальным судам общей юрисдикции свидетельствует о их малом значении для судебной системы РФ, и, как следствие, низком уровне квалификации самих мировых судей. В целях устранения данного ошибочного мнения в первую очередь следует определить, кто такие мировые судьи и каково их место в судебной системе РФ.

Понятие, содержащее в себе основы правового статуса мирового судьи в РФ зафиксировано в диспозиции ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [4]:

«Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации».

Согласно ч. 2 указанной статьи Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации, а согласно ч. 3 этого же ФЗ, вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основе анализа положений ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что воля законодателя была направлена на то, чтобы зафиксировать единство правового положения судей вне зависимости от того, в суде какой инстанции они осуществляют свою деятельность. Решения мирового судьи равнозначны решениям федеральных судей в части общеобязательности их исполнения и юридической силы на всей территории РФ.

Кроме того, направленность воли законодателя на полноценную интеграцию мировых судей в судебную систему РФ наглядно выражена в положениях ч.1 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»: на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Рассматривая правовое положение мирового судьи, в первую очередь, следует исследовать требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мирового судьи. Как было отмечено ранее, воля законодателя направлена на закрепление принципа единства и равенства статуса судей в рамках судебной системы РФ. Квалификационные требования к кандидатам на должность мирового судьи и самим мировым судьям аналогичны требованиям, которым должны отвечать лица, претендующие на должность федерального судьи, что закреплено в ст. 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»:

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей» [5].

Учитывая изложенные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что статус мирового судьи полностью соответствует статусу федерального судьи в части квалификационных требований и особых прав и обязанностей, которыми наделены федеральные судьи.

На основе анализа категории дел, подсудных мировым судьям, можно сделать вывод о том, что степень социальной важности этих дел в сравнении с делами, подсудными судьям районных судов, невысока. Основной массив работы мирового судьи составляет приказное производство, что, кстати, в определённой степени ограничивает возможности профессионального развития мирового судьи.

Тем не менее, весомым преимуществом необходимо отметить универсальность мирового судьи как специалиста – судьи районных судов рассматривают дела в рамках внутреннего деления судей по отраслям права – судья районного суда, рассматривающий уголовные дела, в силу внутреннего порядка и организации деятельности этого суда не может рассматривать гражданские и административные дела, и наоборот. В свою очередь, мировой судья рассматривает и разрешает дела всех категорий отраслей права, что предопределяет необходимость поддержания им высокого уровня своей профессиональной квалификации и умения оперативно ориентироваться в законодательстве РФ.

В свете рассматриваемых проблем следует отметить, что небольшая социальная значимость дел, рассматриваемых мировыми судьями, компенсируется их количеством – мировые суды снимают колоссальный объем нагрузки с районных судов, и тем самым позволяют своим коллегам в районных судах более тщательно и всесторонне изучить находящиеся в их производстве дела и выносить по ним обоснованные и объективные решения.

Вместе с тем необходимо выделить тот факт, что порядок назначения на должность мирового судьи определён только в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» и не нашёл своего отражения в Основном законе Российской Федерации – Конституции РФ.

В настоящее время диспозиция ст. 128 Конституции РФ [1] изложена следующим образом:

«1). Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2). Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3). Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством».   

В этой связи логичным представляется в Конституции РФ закрепить порядок назначения на должность мирового судьи, что позволит подчеркнуть единство судебной системы РФ и статуса судьи. Для этого целесообразно указанную статью Конституции дополнить пунктом 4, изложив его в следующей редакции:

«4). Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации».

На первый взгляд, приведённое дополнение выглядит как дублирование положений ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», однако включение указанного пункта в Конституцию РФ позволит закрепить в Основном законе РФ чёткую иерархическую вертикаль судебной власти, что сделает ст. 128 Конституции РФ более завершённой с законодательной точки зрения.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующий вывод: роль мировых судей в социальном смысле является недооцененной – мировой судья по определению является высококвалифицированным специалистом, имеющим глубокие познания практически во всех отраслях права, и его нахождение на начальной ступени судебной системы РФ никоим образом не должно служить основанием для утверждения о небольшой значимости его деятельности.

Важность функционирования мировой юстиции в РФ заключается ещё и в том, что она является возможностью для начинающего профессиональную деятельность судьи приобрести необходимые навыки и высокий уровень юридической квалификации, что позволит в дальнейшем при переходе в суд вышестоящей инстанции эффективнее рассматривать более сложные и объёмные дела.

Кроме того следует отметить, что дальнейшее развитие института мировых судей в РФ и уравнивание их правового положения с судьями федерального уровня позволит оптимизировать работу всей судебной системы и благотворно скажется на качестве и скорости рассмотрения судебных дел во всех судебных инстанциях.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 04.07.2020, № 144(8198).
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, № 7, ст. 898.
4. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, № 51, ст. 6270.
5. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 10.07.2023) // Российская газета, 29.07.1992, № 12(244).
6. Закон Московской области от 04.07.2008 № 98/2008-ОЗ (ред. от 09.07.2024) "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области" // официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 
7. Берестовой, А.Н. Практика мирового судьи: применение уголовного закона: научно-практическое пособие / А. Н. Берестовой, Д. А. Безбородов, М. Х. Гельдибаев [и др.] ; под. ред. Е. Н. Рахмановой. - Москва : РГУП, 2017. - 363 с.
8. Бурганов, Р. С. Судебная система Российской Федерации : учебное пособие / Р. С. Бурганов, Р. Г. Бикмиев. - Москва : РГУП, 2022. - 113 с.
9. Дворянинов А. С. Место и роль института мировых судей в системе судебной власти // StudNet. — 2021. – № 7. — С.265–270.
10. Кашепов, В. П. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы - Москва :Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.