ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Тема обращения с отходами становится всё более актуальной в контексте глобального экологического кризиса. Несанкционированное размещение мусорных отходов производства и потребления наносит серьезный ущерб экологии, а также приводит к ухудшению здоровья людей. В связи с этим государство предпринимает активное воздействие на решение данной проблемы в том числе и совершенствование нормативно-правового законодательства. В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [7] утвержденных Президентом Российской Федерации, определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития - решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды. Одной из задач, согласно данному документу, является совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. В связи с этим необходимо затронуть вопросы регламентации законодателем ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [8], неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность [6].
На мой взгляд большой проблемой в этом аспекте, является именно несоответствие мер наказания тяжести правонарушения. Часто административные штрафы за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами являются слишком низкими, которые не сравнимы с реальным ущербом на момент совершения проступка, так и для будущего.
В КоАП РФ содержится ст. 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (как с образованием, так и без образования юридического лица), штраф (от 30 тысяч до 250 тысяч рублей) за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ является не столь убедительным и побуждающим на законопослушное поведение. Безусловно, в корне правонарушений в рассматриваемой сфере, совершаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, лежит преимущественно экономический интерес, поэтому наказание в виде административного штрафа должно являться сдерживающим фактором для правонарушителя. В связи с этим, по моему мнению, необходимо увеличить размер штрафа за данное нарушение, что будет способствовать экологически правильному и правомерному поведению всех субъектов правовых отношений в сфере обращения с отходами [2]. При этом необходимо учитывать положения ст. 3.5 КоАП РФ, регламентирующих максимальные размеры штрафов и при необходимости также внести в них изменения.
Также нередко выносится такой вид наказания как предупреждение. Так, Шекснинский районный суд осудил предпринимателя П., который осуществляя предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли не принял мер по заключению договорных отношений с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что является нарушением Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В связи с этим суд назначил наказание в виде предупреждения. Это связано с тем, что П. «ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные административные правонарушения, предпринял меры по устранению правонарушения, что документально подтверждено, вред жизни и здоровью людей, имущественный ущерб, вред окружающей среде не причинен».
Еще одной проблемой является разграничение норм, которые содержат смежные правонарушения, связанные в том числе на уничтожение плодородного слоя (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ), загрязнение лесов отходами (ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ).
Также немаловажным считается, что доказать факт совершения правонарушения достаточно сложно, особенно при отсутствии свидетелей и очевидцев или недостаточности документальных подтверждений. Из этого вытекает еще одна проблема о слабом участии населения в защите экологии страны, о низком уровне информированности населения о правильном обращении с отходами, а также об уровне правовой культуры, то есть согласно данным, большой процент населения не знает о своей ответственности за несоблюдение правил обращения с отходами.
Проблема низкой осведомленности населения о правильном обращении с отходами и недостаточного участия граждан в защите экологии остается актуальной в России. Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в марте 2023 года, 42% россиян считают, что главным препятствием для улучшения экологической ситуации является низкий уровень экологической ответственности граждан [3].
В то же время, опрос, проведенный Российским экологическим оператором (РЭО) в сентябре 2024 года, показал, что 60,7% россиян заметили улучшения в сфере обращения с отходами за последние два года. Это свидетельствует о постепенном повышении осведомленности и вовлеченности граждан в экологические вопросы [4].
Однако, несмотря на положительные тенденции, проблема остается значимой. Согласно данным Росприроднадзора, в 2023 году было зарегистрировано 53 тысячи административных штрафов за экологические правонарушения, что указывает на продолжающиеся нарушения экологических норм. [5]
Для повышения уровня правовой культуры и ответственности граждан необходимо продолжать информационные кампании, образовательные программы и усиливать контроль за соблюдением экологических норм. Только совместными усилиями государства и общества можно добиться значительных улучшений в сфере охраны окружающей среды.
В заключении хотелось бы отметить, что, безусловно, государство в лице законодателя предпринимает попытки по совершенствованию института юридической ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами. Однако, обозначенные выше моменты требует особого внимания и углубленного решения в целях обеспечения эффективного осуществления и мусорной реформой, и правоприменения в целом.