Статья:

ОСОБЕННОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Конференция: CCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Семенов С.С. ОСОБЕННОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(222). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(222).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Семенов Сергей Сергеевич
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Нотариат есть самостоятельный правозащитный механизм, который ориентирован на оказание квалифицированной юридической помощи при совершении определенных нотариальных действий, выполняет функции предупредительного правосудия, обеспечивая правовую стабильность, предсказуемость имущественных отношений.

На нотариусов, выступающих, одновременно, и в качестве представителей гражданского общества, и в качестве носителей публично-правовых полномочий, возлагается удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение в установленном законом порядке других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [2].

Произошло обновление функциональных характеристик нотариата, соответствующих новым рыночным экономическим отношениям. От качества выполнения своих обязанностей нотариальными органами зависит эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, функционирование гражданского оборота в целом.

Нотариат является одним из важнейших звеньев правовой системы. Об этом свидетельствует количество нотариальных действий, совершаемых нотариусами, которое составляет в России – более 60 миллионов нотариальных действий в год. Государство возлагает на органы нотариальной деятельности реализацию важнейших задач общества и государства, а также наделяет их автономностью и самостоятельностью в принятии соответствующих решений, но при этом сохраняя свои контрольно-надзорные функции в сфере нотариата.

В силу того, что нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, в интересах физических и юридических лиц полномочия Министерства юстиции в этой области должны быть значительно расширены [3].

С точки зрения целесообразности переосмысления взаимоотношений между государством и личностью, изменения их направления в сторону обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и исследуется сущность, содержание форм правовой деятельности нотариата. В отличие от государственного частнопрактикующий нотариус осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом: несет полную материальную ответственность.

Одной из важнейших форм управленческой деятельности государства в этой сфере является осуществление контроля за деятельностью нотариусов.

Систематический контроль со стороны государства за деятельностью нотариусов осуществляется посредством проведения проверок силами территориального управления Министерства юстиции и нотариальной палаты соответствующего субъекта РФ. Как правило, созданная комиссия состоит из членов – представителей вышеуказанных органов. Проверки в свою очередь подразделяются как на плановые, так и внеплановые. Наиболее подробно положения о проверке содержатся в методических рекомендациях [1].

Нотариальные палаты субъектов, конечно, более плотно взаимодействует с нотариусами, предмет их ведения касаемо контрольной функции гораздо шире остальных органов. При выявлении нарушений нотариус привлекается к дисциплинарной ответственности. Данный вид ответственности чаще всего применяется к нотариусам, как правило, какие-либо нарушения Кодекса профессиональной этики нотариуса квалифицируются как дисциплинарные проступки.

Поводом и основанием к возбуждению дисциплинарного производства могут стать обстоятельства, закрепленные в пункте 9.2 Кодекса профессиональной этики (например, нарушение правил и порядка совершения нотариальных действий, установленных законодательством правил нотариального делопроизводства и др.).

За деятельностью нотариуса допускается контроль, как внешний, так и внутренний; внутренний контроль предопределен иерархичностью организации нотариата в Российской Федерации; внешний контроль осуществляется на федеральном уровне Министерством юстиции РФ, а на уровне субъектов Российской Федерации – территориальными органами юстиции; надзор за деятельностью нотариуса осуществляет исключительно прокуратура.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) устанавливают следующие виды контроля:

1) контроль за совершением нотариальных действий со стороны судебных органов;

2) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;

3) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. Каждая форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои цели и задачи, отличается специфическими процедурами и итоговыми актами.

К предметам проверки Методические рекомендации Федеральной нотариальной палаты по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей относят законность совершения нотариальных действий [1].

Исследуя указанный вопрос в рамках судебного разбирательства, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что проверка законности нотариального действия может быть осуществлена только судом, так в силу ст. 33 Основ отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке. В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия. Аналогичная норма закреплена в ч. 5 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, указанная судебная практика свидетельствует о том, что нотариус должен соответствовать всем профессиональным требованиям, в том числе и идти в ногу со временем, а именно подстраиваться под все изменения законодательства, не игнорировать цифровизацию нотариальной деятельности, а наоборот способствовать изучению процесса электронного нотариата и его внедрения в свою профессиональную деятельность. Кроме того, такие масштабные изменения в области нотариата, как его цифровизация, как правило, вводятся не оперативно, а постепенно, о чем нотариальные палаты, несомненно, неоднократно уведомляют нотариусов и проводят соответствующие обучения.

Исключительно на нотариальные палаты субъектов возлагается контроль исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей.

 

Список литературы: 
1. Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол N 04/05) // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82788/ 
2. Григорьева, Т.А. Нотариат в Российской Федерации: учебное пособие / Григорьева Т.А., Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В., Щербакова Л.Г. – М.: КноРус, 2022. – 367 с.
3. Фрик, О.В. Нотариус в гражданском и арбитражном процессе: Некоторые вопросы теории и практики / О.В. Фрик //Арбитражный и гражданский процесс. - 2023. – № 2. – С. 13–18.