ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В качестве одного из основных направлений деятельности правоохранительных органов можно назвать предупреждение и предотвращение преступлений.
Неотъемлемой частью предотвращения преступлений является анализ и изучение полученной информации. Однако, изменения социального характера в настоящее время создают некоторые сложности в борьбе с экстремизмом.
Как верно утверждает в своей работе Кулешов Р.В.: «Сложившаяся ситуация в отношении антиэкстремистского законодательства Российской Федерации вызывает некоторые опасения в связи с неоднозначностью термина «экстремизм» и его широким использованием в политической деятельности. Однако, в настоящее время принимаются меры по усовершенствованию законодательства, включая предложения Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, которые направлены на уточнение определения «экстремизма» и его квалифицирующих признаков, что может уменьшить возможность неоправданных ограничений политических свобод» [1].
Для борьбы с радикализмом и экстремизмом необходим комплекс мер, ориентированный на формирование правовой культуры среди граждан Российской Федерации.
Необходимо большее внимание уделить осведомлению и пропаганде пользователей информационно-коммуникационной сети «Интернет» о риске экстремизма и терроризма для общества и страны в целом. Можно создать специализированные группы в социальных сетях «ВКонтакте», «Telegram», создать опросы для разных групп общества. Анализ позиций на различных платформах Интернета поможет государственным органам эффективнее бороться с экстремизмом.
Государственная деятельность должна направляться на исключение возможности появления экстремистских тенденций и мотивов у групп граждан, что подразумевает введение информационного контроля за распространением экстремистских материалов, осуществление системной работы по противодействию идеологии экстремизма с привлечением институтов гражданского общества, средств массовой информации, научной, образовательной и бизнес-сообществ» [2].
Таким образом, необходимо взаимодействовать с пользователями интернет-ресурсов, чтобы запрещать в некоторых случаях использование площадок, которые используются в качестве средств распространения экстремистских идеологий. Еще важнее - предостерегать их от административной ответственности за размещение запрещенной в России информации.
Одним из видов экстремисткой деятельности является разжигание межнациональной розни. В статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, и Кодекса Российской Федерации об административных прописаны нормы, которые утанавливают ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Отметим, что на данный момент, административное законодательство Российской Федерации довольно мягко относится к гражданам, которые разжигают межнациональную рознь.
Так, например, «Судья Мытищинского городского суда рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении гражданина РФ, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Судом было установлено, что гражданин совершил действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Гражданин, имеющий страницу пользователя с никнеймом «ФИО1» разместил в Интернете в социальной сети «Вконтакте» материалы в виде комментариев, где допустил высказывания, вызывающие возбуждение ненависти, вражды по отношению к неопределенному кругу лиц, объединенному по признаку отношения к азиатскому происхождению, а также унижающие человеческое достоинство неопределенного круга лиц, объединенного, поэтому же признаку [3]»
Судом, было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 тыс. рублей. Стоит отметить, что статье 20.3.1 установлено наказание в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В рассматриваемом нами случае из практики, назначение минимального штрафа, в размере 10 000 рублей, не помогает обществу в полной мере осознать всю серьезность ситуации.
На наш взгляд, стоит ужесточить административное наказание за разжигание межнациональной розни. И назначить наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста двадцати часов, или административный арест на срок до двадцати суток.
Таким образом, совершенствование административного законодательства, направленного на борьбу с экстремизмом, заключается в следующем:
- ужесточение ответственности за содействие или участие в деятельности экстремисткой направленности;
- проведение мероприятий по улучшению уровня жизни и социально-демографической обстановки в стране;
- проведение мероприятий по информатизации и информированию всех слоев граждан об опасности экстремистской деятельности, а также участия в ней.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что предотвращение экстремизма в Российской Федерации является одной из приоритетных задач государства.