Статья:

Регулирование электроснабжения в зарубежных странах

Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Балыкова Е.С. Регулирование электроснабжения в зарубежных странах // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(104). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(104).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Регулирование электроснабжения в зарубежных странах

Балыкова Екатерина Сергеевна
студент, Алтайский государственный университет РФ, г. Барнаул

 

SOCIAL NETWORKS AND THE ENFORCEMENT OF INTERNATIONAL LAW

 

Ekaterina Balykova

Student, Altai state University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В данной статье предметом исследования являются имущественные отношения, возникающие как на оптовом, так и на розничном рынке электрооносителей, поскольку оба рынка неразрывно связаны между собой. Целью является анализ опыта наиболее развитых в сфере электроэнергии зарубежных стран таких, как Великобритания, страны Северной Европы и некоторых других стран. Преимущественно используются исторический метод и метод сравнения. Сделан вывод, что для развития энергетики на современном этапе необходимо, чтобы правительство страны находило в энергетической политике баланс по трем основным направлениям: энергетическая безопасность; экологическая состоятельность; энергетическое равенство.

Abstract. In this article, the subject of research is property relations arising both in the wholesale and retail markets of electrical carriers, since both markets are inextricably linked. The aim is to analyze the experience of the most developed foreign countries in the field of electricity, such as Great Britain, the Nordic countries and some other countries. The historical method and the comparison method are mainly used. It is concluded that for the development of energy at the present stage it is necessary that the government of the country finds a balance in the energy policy in three main areas: energy security; ecological consistency; energy equality.

 

Ключевые слова: электроснабжение; потребители; энергетика Англии и Уэльса; электроэнергетическая биржа Nord Pool.

Keywords: power supply; consumers; energetics of England and Wales; electricity exchange Nord Pool.

 

Исторически и технологически система электроснабжения по основным ее видам сформировалась путем создания в отдельных довольно крупных населенных пунктах единого предприятия, занимающего естественное монопольное положение.

Наиболее развитым конкурентным рынком электрической энергии считается рынок Великобритании, точнее, Англии и Уэльса. Успех английской системы энергоснабжения не появился на пустом месте. Анализ показывает, что до Великобритании, еще в 1927 г., один из первых оптовых рынков электрической энергии был создан в США, это так называемый «Рынок PJM» (Pennsylvania-NewJersey-Maryland), созданный путем объединения передающих электрических сетей электроэнергетических компаний в штатах Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд, впоследствии к ним присоединились Делавэр, Вирджиния и Огайо. Ныне PJM контролирует свыше 600 электростанций различных типов и мощности и более 13 тыс. миль линий электропередачи [1, с. 33].

В Великобритании 80-е годы ХХ в. также ознаменовались процессами приватизации в сфере энергетического сектора экономики вследствие принятия нового Закона об электроэнергетике. Закон открыл свободный доступ к рынку частных энергопроизводящих (генерирующих) компаний, в апреле 1990 г. был создан электроэнергетический пул, которому энергогенерирующие компании продавали вырабатываемую энергию, а поставщики розничного рынка покупали энергию в пуле и продавали ее конечным потребителям на конкурентной основе. В 2001 г. пул был заменен Новым порядком торговли электроэнергией в Англии и Уэльсе (New Electricity Trading Arrangements – NETA), который в 2005 г. в связи с присоединением к системе Шотландии был переименован в BETTA (British Electricity Trading and Transmission Arrangements) [2, c. 105-106].

Конкуренция между энергоснабжающими организациями позволила потребителям выбирать поставщика, тогда как ранее они покупали электрическую энергию только у одной территориальной энергетической компании. По состоянию на 1990 г. в Англии и Уэльсе действовали всего три энергопроизводящие компании – «National Power», «Powergen» и «Nuclear Electric»; вырабатываемая ими мощность составляла 90% всей генерации в Великобритании. Но в результате проведенных реформ уже в 2001 г. доля этих компаний была снижена до 49% [3, с. 19].

Тем самым, в Великобритании создана модель с дерегулированной оптовой торговлей электрической энергией, в которой прежний единый оптовый покупатель постепенно уменьшил свою долю участия в деятельности рынка, предоставив возможность большому количеству электроснабжающих компаний и даже крупным потребителям заключать прямые договоры купли-продажи электрической энергии с производителями энергии. В этом плане модель рынка электроэнергии BETTA кардинально отличается от рынка электроэнергии России и других стран СНГ, где фактически до сего времени имеет место централизация данного рынка, невзирая на законодательное введение конкуренции, особенно на оптовом рынке электроэнергии, обусловленная многими причинами, исследование которых выходит за рамки избранной нами темы.

Несколько сходный с английским конкурентный внутренний рынок энергии создан также и в скандинавских странах, начало которому положил Закон Норвегии 1990 г. о реформе электроэнергетики, который ввел свободу выбора потребителями энергоснабжающей организации. Первоначально переход от одной энергоснабжающей организации к другой был на платной основе, в 1997 г. плата за изменение поставщика электрической энергии была отменена, а с 1998 г. каждый потребитель получил возможность выбрать нового поставщика через неделю после сообщения об этом прежнему поставщику. В 1992 г. был принят аналогичный закон Швеции, после чего была создана норвежско-шведская электроэнергетическая биржа Nord Pool, которая начала свою работу 1 января 1996 г., в дальнейшем членами биржи стали Дания и Финляндия, Германия, Эстония, Латвия, Литва и Великобритания.

В Швеции потребители смогли выбирать поставщика энергии с января 1998 г. при условии установки счетчиков с почасовыми замерами, но уже в ноябре 1999 г. требование об обязательном почасовом учете было отменено. Производство электрической энергии наряду с прежней единственной государственной компанией Vattеnfall осуществляют несколько генерирующих компаний, доля госкомпании в генерации составляет ныне 50% рынка. В Финляндии либерализация рынка электроэнергии началась с принятия соответствующего Закона 1995 г., а в Дании – в 1999 г [4, с. 54].

В Великобритании в настоящее время вопросами распределения электроэнергии занимаются 14 частных региональных распределительных компаний (они же – гарантирующие поставщики электроэнергии), имеющих лицензии и действующих на основе специального акта «Distribution code» – Кодекса по эксплуатации распределительных сетей. В Казахстане аналогами таких компаний являются региональные электросетевые компании, т.е. энергопередающие организации, эксплуатирующие электрические сети регионального уровня. Лицензирование распределительных компаний Великобритании осуществляет Бюро по газовому и энергетическому рынкам (OFGEM), т.к. в этом государстве многие энергосбытовые компании на розничном рынке совмещают функции поставщика электроэнергии и газа. Для получения лицензии каждая энергосбытовая компания должна представить следующие документы: правила (регламент) рассмотрения жалоб клиентов, правила оплаты энергии, правила присоединения к сети, правила контроля, меры по энергосбережению, регламент предоставления услуг социально незащищенным слоям населения (престарелым лицам и инвалидам). Кроме внутрикорпоративных регламентов, деятельность энергосбытовых компаний Великобритании и скандинавских стран регулируется также кодексами Ассоциации поставщиков электроэнергии (Association of Energy Suppliers — AES), в соответствии с нормами которых нарушение энергосбытовой организацией положений кодексов AES влечет ответственность по возмещению причиненного потребителю ущерба. То есть, в отличие от Казахстана, в английском праве именно внутрикорпоративные регламенты и саморегулирование являются основными источниками и методами регулирования отношений энергосбытовой компании и потребителя.

Для рассмотрения жалоб клиентов по вопросам оплаты энергии, проблем со сменой поставщика, режима подачи электроэнергии и т.п. в Великобритании существует независимый арбитр – Energy Ombudsman. Решения энергетического омбудсмена являются обязательными для энергосбытовых компаний, но его решение о возмещении причиненного потребителю ущерба должно быть подтверждено судебным решением [5, c. 57].

 

Список литературы:
1. Тукенов А. Рынок электроэнергии PJM (США) // Журнал «ЭнергоРынок», 2005, № 1. http://www.e-m.ru/er/2005-01/22660/ (Дата обращения 10.10.2019 г.)
2. Модели ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в Великобритании. /Высшая школа экономики. Коллектив авторов. М., 2015
3. Энергетика: история, настоящее и будущее. Коллектив авторов. Книга 5. Электроэнергетика и охрана окружающей среды. - М., 2013.
4. Конкуренция на энергетических рынках Европы //Журнал «ЭнергоРынок», 2015 г., № 3. 
5. Бровкина Ю. Поставка электроэнергии на розничный рынок в условиях конкуренции: зарубежный опыт. //Журнал «ЭнергоРынок», 2010. № 1 (73).