Тарифные льготы и преференции
Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Тарифные льготы и преференции
Торговые льготы и преференции играют значительную роль в внешнеторговой политике государства, применяемые странами-участницами ЕАЭС для стимулирования торговли, содействия развитию промышленности и улучшения структуры импорта. Суть торговых льгот заключается в снижении таможенных пошлин, освобождении от уплаты пошлины или отсрочке ее уплаты. Возврат пошлины или отсрочка платежей могут быть предоставлены для поощрения определенных видов деятельности. Торговые льготы являются важным инструментом таможенно-тарифного регулирования, оказывая влияние на структуру импорта и объемы торговли. В 2022 году основная часть льгот по уплате таможенных платежей была предоставлена для следующих категорий товаров. Детальное исследование представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Льготы по уплате таможенных платежей в период за 2020-2022 года, млрд., рублей
Предоставление льгот в категории товара |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. в % к |
|
2020 г. |
2021 г. |
||||
Товары, ввозимые и вывозимые с предоставлением льгот, предусмотренных отдельными международными соглашениями и договорами. |
- |
78,6 |
- |
- |
- |
Перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции |
89,2 |
68,64 |
- |
- |
- |
Медицинские товары |
71 |
71,33 |
64,7 |
91,7 |
90,7 |
Технологическое оборудование, аналоги которых не производятся в РФ |
182,8 |
- |
54,3 |
29,7 |
- |
Природный газ, экспортируемый в рамках Соглашения с Турецкой Республикой «Голубой поток» |
- |
- |
290,93 |
- |
- |
Нефть сырая, полученная при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр |
136,6 |
122,73 |
128 |
93,7 |
104,3 |
Гражданские воздушные суда |
138,9 |
227,01 |
261,6 |
188,3 |
115,2 |
Общая сумма предоставленных льгот |
767,44 |
725,98 |
984,85 |
128,3 |
135,7 |
По данным таблицы видно, что общая сумма предоставленных льгот, за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2022 году она составила 984,85 млрд. руб., что на 28,3% больше по сравнению с 2021 годом, и на 35,7% больше по сравнению с 2020 годом.
На увеличение общей суммы предоставленных льгот самое большое влияние оказывает категория товаров гражданские воздушные суда. В отчетном году сумма составила 261,6 млрд. руб., что на 88,3% больше по сравнению с базисным годом и на 15,2% больше по сравнению с 2021 годом. Также благодаря категории нефть сырая, полученная при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, произошло незначительно увеличение общей суммы таможенных платежей в 2022 году. Так в отчетном году она составила 128 млрд. руб., что на 4,3% больше по сравнению с прошлым годом. Данные изменения связанны с ситуацией на международном рынке, а именно увеличением спроса на гражданские воздушные суда и увеличением цен на экспортируемую нефть. Однако, категория медицинских товаров имеет тенденцию к уменьшению. Так этот показатель в 2022 году составил 64,7 млрд. руб., что на 8,9% и 9,3% меньше, чем в 2020 г. и 2021 г. соответственно. Это связано с частичным уходом некоторых иностранных импортёров с российского рынка. Изучим динамику применения и отказов тарифных преференций в период 2020- 2022 года (табл.2).
Таблица 2.
Динамика применения и отказов тарифных преференций
Применение преференций |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. в % к |
|
2020 г. |
2021 г. |
||||
Количество решений об отказе от предоставления тарифных преференций, количество деклараций на товарную единицу, ед. |
5 233 |
4 427 |
2 235 |
42,71 |
50,48 |
Общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе, млрд. руб. |
662,01 |
523,79 |
423,13 |
63,91 |
80,78 |
Количество решений о корректировке сведений о стране происхождения товара, ед. |
10 994 |
13 950 |
8 792 |
79,97 |
63,02 |
Из таблицы 2 мы видим, что при контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2022 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 2 235 ДТ на общую сумму 423,13 млн. рублей, это на 49,52% меньше чем в 2021 году – по 4427 ДТ на сумму 523,79 млн. рублей и на 36,09% меньше чем в 2020 году – по 5 233 ДТ на сумму 662,01 млн. рублей.
Основные усилия таможенных органов при контроле предоставления тарифных преференций направлены на контроль происхождения товаров. В 2022 году таможенными органами принято 8 792 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в почти в 1,6 раз меньше по сравнению с 2021 годом (13 950 решений) и в 1,25 раз меньше по сравнению с 2020 годом.
Таким образом, анализ статистических данных показывает значительное уменьшение общего объема товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, за предыдущий и рассматриваемый периоды. Этот тренд обусловлен рядом факторов, включая увеличение отказов в предоставлении тарифных преференций со стороны таможенных органов, а также снижение количества решений о корректировке информации о стране происхождения товара за 2022 год. Каждая система сталкивается с определенными проблемами, которые требуют решения. Единая Система Тарифных Преференций Евразийского экономического Союза не является исключением.
Среди проблем были выделены следующие:
- низкий уровень теоретической подготовки декларантов по вопросам, связанным с представлением документов для получения тарифных преференций;
- проблема возникновения сложности для декларанта документально подтвердить соблюдение условия прямой поставки товара;
- проблема целесообразности предоставления тарифных преференций ряду стран, входящих в список развивающихся стран;
- проблемы расширения перечня преференциальных товаров.
Для решения проблемы низкого уровня теоретической подготовки декларантов было предложено проведение обязательных курсов по повышению квалификации декларантов в части предоставления тарифных преференций, переход на предоставление сертификатов о происхождении товаров в электронном виде. Также важно проводить мероприятия, вследствие которых таможенные органы государств-членов ЕАЭС могли бы делать запрос через специальную систему взаимодействия в таможенные органы иностранных государств, территории которых находятся близко к маршруту следования преференциальных товаров на предмет перемещения преференциальных товаров через их территории для подтверждения условия прямой поставки.
Не менее важным остаётся необходимость регулярно проводить пересмотр перечня стран-пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС. Затронув проблему корректировки перечня стран, необходимо упомянуть и о перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Эта система также нуждается в обновлении, поскольку, в основном, преференциальный список товаров имеет сельскохозяйственную направленность, в то время как многие другие страны с высокой долей промышленного производства, в том числе и развивающиеся, сумели переориентировать свои преференциальные интересы на обрабатывающую промышленность. Таким образом, несмотря на то что система тарифных преференций, действующая в ЕАЭС, является эффективным инструментом регулирования межгосударственных экономических связей, она не полностью совершенна. Данный факт подтверждается наличием существенных выявленных проблем функционирования системы тарифных льгот и преференций. Тарифные льготы и преференции являются важным инструментом экономической политики. Они позволяют содействовать развитию страны, защите интересов граждан и обеспечению стабильности на рынке. Поэтому важно профессионально подходить к анализу и принятию решений по данной теме.