ВУЗОВСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВУЗОВСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время все чаще стала прослеживаться тенденция к отсутствию у молодого поколения любви к родному краю, уважительного отношения к социуму, старшим людям. Более того, как показывает практика, молодежь все чаще стремится к жизни, которая характерна для европейских стран, что приводит, с одной стороны, к кардинальной смене социальных ценностей (отсутствие патриотизма, не обращение внимания на нравственность, установка на материальные, а не духовные блага, игнорирование традиций, гендерных различий и т.д.), а с другой – потребностей. Такие показатели приводят к низкой мотивации в дальнейшем работать по профессии и исполнять свои обязанности не только ответственно, но и с любовью. Для решения названных проблем представителями российского государства был разработан специальный правовой документ, курирующий вопросы духовно-нравственного воспитания жителей молодого возраста (далее - Стратегия), в том числе студентов [5]. По словам В.В. Путина, в условиях ВУЗов страны педагогическим сотрудникам необходимо обращать внимание на «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [5, с. 1]. Исследуя содержание Стратегии, стоит отметить, что важным условием достижения поставленных Президентом задач является забота о духовно-нравственном здоровье каждой молодой личности.
Данный феном определяется как совокупность особенностей, с одной стороны мотивационной, а с другой – потребностно-информационной сферы личности в рамках осуществления жизненной позиции, которая базируются на комплексе общепринятых в российском социуме ценностей, побуждений и установок, формирующихся постепенно с раннего возраста.
Как подчеркивает Ж.М. Есиркепов, показателями духовно-нравственного здоровья студентов являются: наличие таких качеств, как нравственная культурность, образованность и просвещенность в области своей будущей специальности; присутствие широкого нравственного кругозора и духовности; высокий профессионализм [2].
Анализ современных научных источников показывает, что проблема духовного-нравственного здоровья студентов остается малоизученной, несмотря на потребность обширного рассмотрения вариантов ее решения. В последнее десятилетие данный вопрос изучали К.И. Гиниатуллина [1], Ж.М. Есиркепов [2], О.П. Крайнюк [3], М.А. Манойлова [4] и другие. Все названные авторы сходятся во мнении о том, что именно вузовская среда – является одним из первостепенных факторов, который влияет на наличие у будущих специалистов в различных сферах духовно-нравственного здоровья. Ведь студенческий период – это та ступень личностного становления, проходя которую молодое поколение в статусе учеников на практике постигают все этапы социализации: от освоение культурных норм и использования их в обществе, до применения на себя новой социальной роли профессионала в конкретном деле.
В условиях высших учебных заведений в задачи, позволяющие обеспечивать здоровье студентов, входят следующие аспекты:
- формирование установок на получение будущей профессии осознанно;
- наличие положительного отношения к выбору своей специальности и ее освоению;
- готовность совершенствовать полученные профессиональные навыки [3].
Пути решения данных задач, на наш взгляд, могут быть следующие:
1. Четко продуманный план досуга студентов, который будет касаться просветительской деятельности (например, организация мероприятий, в рамках которых обучающиеся вузов будут посещать не только культурные места, но и принимать непосредственное участие: постановка театрализаций, создание музыкальных групп, дополнительных секций, где студенты могут проявлять свои творческие задатки и приобщаться к духовно-нравственной культуре; организация экскурсий, в рамках которых студенты будут подключены к патриотической, духовно-нравственной, профессионально-трудовой и другой направленности). Обучающиеся вузов могут быть как непосредственными участниками такой досуговой деятельности, так и ее организаторами. Например, если речь идет о педагогических вузах, то целесообразно в рамках практических занятий предлагать студентам провести подобного характера мероприятия для молодого поколения младшего возраста (обучающиеся по направлению «дошкольное образование» могут практиковать полученные знания в детских садах; те, кто осваивает «начальное образование» - в младших классах и т.д.).
2. Создание общественного объединения под названием «Самоуправление студентов», в которое могут входить по желанию самые активные ученики вузов, чья цель будет направлена на пропаганду и поддержание инициатив своих сверстников. Современный ученый М.А. Манойлова делясь своим опытом, утверждает, что самоуправление – это эффективное средство, позволяющее обеспечить духовно-нравственное здоровье студентов. Благодаря созданию таких объединений обучающиеся вузов становятся сознательными гражданами страны. М.А. Манойлова отмечает, что самоуправление способствует приобретению студентами профессионализма и должной квалификации, духовно-нравственной культуры и ответственности [4].
3. Создание в вузах такой среды, которая будет способствовать формированию «образно-эмоциональной сферы молодежи в повседневной жизни, при этом гармония человека с внешней средой достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного формирования общественно значительных качеств личности, коммуникативных свойств и через основание внутри личностного, межличностного психологического комфорта; через оценку и самооценку степени формирования знаний, навыков и умений, которые студент получает при жизненном опыте и при овладении учебными предметами» [1, с. 55].
Таким образом, мы полагаем, что вузовская среда действительно является источником, позволяющим эффективно не только формировать, но и в дальнейшем развивать духовно-нравственное здоровье студентов. Благодаря использованию специалистами вузов целенаправленных на данный вопрос средств можно добиться того, что будущие профессионалы будут: сознательно готовы к трудовой деятельности; понимать, что каждые профессиональные действия требуют ответственности; положительно эмоционально-настроены и подготовлены к жизни, которая их ждет по окончанию университета. А, главное, вузовская среда может воздействовать на приобретение студентом должных духовно-нравственных установок и мотивов. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что затронутая нами тема в настоящей работе является актуальной и требует практического обоснования.