ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ АУДИРОВАНИЯ В 8-9-Х КЛАССАХ
Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ АУДИРОВАНИЯ В 8-9-Х КЛАССАХ
Аннотация. Целью данной статьи является выяснения особенностей использования аудирования на уроках 8-9-х классов, на которые должны обращать внимание учителя при составлении заданий и планов занятий. Результаты данной работы могут помочь понять, какая подача аудирования наиболее эффективно влияет на изучение иностранного языка в данных классах.
Ключевые слова: аудирование, мышление, деятельность, понимание речи на слух
Аудирование – это способность обрабатывать информацию, которую говорят другие люди на иностранном языке, на слух, а также понимать грамматические структуры, лексику и акцент собеседника или спикера. С помощью аудирования происходит усвоение словарного состава и грамматических особенностей языка, а также данный вид работы с иностранной речью помогает лучше овладеть другими его аспектами: говорением, письмом и чтением [2, с. 91].
Целями изучения языка с помощью аудирования могут быть:
- формирование необходимых речевых умений и навыков;
- развитие памяти на слух и реакции на иностранную речь;
- умение выделять основную мысль в потоке информации;
- обучение мышлению на определённом языке у носителей;
- понимание смысла однократного высказывания [1].
Аудирование также наиболее полно погружает в языковую среду, поскольку в реальности мы часто сталкиваемся с носителями в устном разговоре или на видео- и аудиозаписях. Поэтому этот вид работы с языком помогает быстрее осваивать данную сферу деятельности. Отсюда следует, что разработка и внедрение улучшенных технологий обучения с аудированием, отвечающих запросу конкретного времени, очень важны для преподавателей.
В 8-9-х классах учащиеся снова интересуются учёбой и своим развитием, поскольку начинают анализировать свои запросы и потребности, а также, как и с помощью чего они могут быть реализованы в дальнейшем. В этот период они начинают осознаннее подходить к изучению дисциплин, а именно иностранного языка. Они переходят от стадии «впитывания» информации к стадии её расширения и применения. Именно поэтому очень важно на данном этапе дать учащимся возможность для самостоятельного применения и изучения языка, которое возможно только при хотя бы частичном погружении учеников в контекст языка и культуры говорящих на нём народов [4].
Для того, чтобы понять, почему прочность запоминаемости материала при использовании аудио сопровождения на занятиях прочнее, нужно изучить механизм аудирования. Данный вид деятельности связан непосредственно с памятью человека, которая бывает кратковременной, оперативной и долговременной. И в изучении языка мы стремимся к тому, чтобы информация оставалась в последнем виде памяти. Аудирование даёт такую довольно быструю возможность и прочность запоминания материала, так как звуки и голоса вызывают определённые эмоциональные переживания у человека, которые остаются в памяти гораздо легче и дольше, чем другая сухая информация. Слушающий реагирует на интонацию, акценты и скорость разговора говорящего, из-за чего слова и выражения воспринимаются быстрее и чётче [1].
Аудирование также помогает учащемуся овладеть необходимыми знаниями применительно к стране изучаемого языка в контексте людей, которые говорят на нём. На первых стадиях ученик интерпретирует речь говорящего с позиции своей страны и народа, что часто приводит к искажению воспринимаемой информации. Однако на последующих уровнях при более детальном анализе аудирования, учащиеся становятся способными отделять свою культуру от чужой [3]. Они слышат, в каких ситуациях носители используют определённые слова и выражения, какую используют интонацию в определённых типах предложений, а также как реагируют на те или иные вопросы и утверждения. Так, ученики лучше погружаются в языковую среду изучаемого языка.
Необходимо напомнить, что аудирование помогает развивать одновременно все остальные виды речевой деятельности в иностранном языке. Прослушивание служит основой для говорения, поскольку качество понимания прослушанного материала контролируется обычно с помощью ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путём пересказа моно- или диалога. Между аудированием и чтением также есть взаимодействие, поскольку задания к аудированию обычно даются в виде печатной информации, поэтому часть сведений, необходимых для понимания текста в аудио, может быть извлечена из самого задания. И также часто ответы на вопросы по аудированию необходимо дать в письменной форме. Поэтому эти виды деятельности тоже связаны между собой [4]. И из этого вытекает, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих методистов, должно быть больше исследовано и развито лучше других умений.
Переход от начального уровня понимания информации к продвинутому происходит именно в 8-9-х классах, поэтому преподавателям на этих ступенях обучения особенно важно понимать методическую систему, по которой необходимо обучать аудированию на уроках иностранного языка [1].
В данных классах нужно использовать материалы, которые должны быть аутентичными или учебно-аутентичными. Материалы из оригинальных источников или разработанные с учётом всех параметров аутентичного учебного процесса наполнены естественностью словарного наполнения и грамматических форм, адекватностью ситуаций и использования языковых средств, что помогает учащимся познавать иностранный язык со стороны носителей языка.
В 8-9-х классах особенно важно указывать на взаимосвязь этих видов речевой деятельности при работе с аудиоматериалами, а также как это взаимодействие улучшить для более полного погружения в языковую среду. Учащиеся должны не толькослушать иностранную речь, но и анализировать её, и стараться применять уже при самостоятельном обучении [1].
Имеют также значения такие детали, как продолжительность текста и его актуальность. Если в начале изучения языка ученикам будет достаточно прослушать текст не больше одной минуты, то в данных классах важно давать более продолжительный аудиоматериал. На этом этапе важно, чтобы учащиеся получали не готовые ответы на поставленные вопросы, а искали их и анализировали материалы в данном поиске. Также в 8-9-х классах подростки начинают задумываться о своём будущем, о месте в этом мире и развитии своих навыков и умений [5, с. 493]. Поэтому материал должен быть также подобран по актуальным темам и вопросам, которые помогут учащимся изучить информацию и заинтересоваться ею в процессе обучения и вне него.
Преподавателям иностранного языка нужно также помнить, что уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация должна быть представлена известным для учениковвокабуляром. Также, чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость нужно придавать визуальным опорам и упражнениям на снятие языковых трудностей, которые подготавливают обучающихся к прослушиванию текста. Данные правила не изменяются и в изучаемых нами классах [5].
Таким образом, аудирование в 8-9-х классах отличается более серьёзным подходом и явной актуализацией тем материала на занятиях. Важно развивать аудиальные умения на основе аутентичных материалов, которые помогут учащимся быстрее и прочнее влиться в языковую среду, что потом поможет им уже самостоятельно осознанно или нет пополнять свои знания в сфере изучения иностранных языков.