АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В настоящий период времени российская политика нацелена на достижение мирового согласия: приоритет общечеловеческих ценностей, отступление от конфронтации к диалогу, увеличение партнерства стран в области экономики, права, науки, культуры, а также иных сферах общественной жизни.
В Российской Федерации регулярно пребывают и убывают иностранные граждане и лица без гражданства. Этот факт связан с расширением международных контрактов. Но, независимо от цели посещения нашей страны, иностранных граждан затрагивают вопросы правил пребывания, юридической ответственности, свобод и обязанностей. Нерегулярные миграционные течения могут приводить к появлению необходимости разрешать непростые вопросы, которые связаны с обеспечением прав иностранного гражданина. Более того, имеется взаимосвязь между проблемой правового статуса иностранных граждан, а также лиц без гражданства, с возникающими вопросами, защищающими права человека и гражданина с точки зрения административного права.
Основной причиной переселения граждан из иностранных государств является то, что по месту их основного проживания были нарушены какие-либо права. Этот факт и служит причиной роста беженцев и переселенцев в Российскую Федерацию. Институт гражданства, включает в себя нормы, которые регулируют правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Для данных граждан установлен административно-правовой статус, который представляет собой комплекс свобод, прав и обязанностей. Данная область регулируется административно-правовыми нормами и реализуется нормами административного права. Иностранцы и лица без гражданства должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расы, национальной принадлежности, имущественного положения, при этом оно формируется на принципе предоставления жителям других стран и лицам без гражданства максимального количества прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с пунктом 3 статьей 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [1]. В каждой стране полноправными обладателями прав и обязанностей являются именно граждане данного государства. Другие категории лиц обладают ограниченными правами и обязанностями. В основном эти ограничения касаются избирательных прав, воинской обязанности и других прав и обязанностей, принадлежащих только гражданам. Демографическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации тесно находится во взаимосвязи с миграционными процессами. Благодаря миграционному приросту за последние два десятилетия было компенсировано более половины естественной убыли населения. Федеральная служба государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года, по результату Всероссийской переписи населения и динамики демографических процессов последних лет дает прогноз о росте на начало 2025 года численности населения страны: 143,8– 144,6 миллиона человек [3].
Более того, необходимо отметить, что развитие экономики в Российской Федерации невозможно без привлечения иностранных работников с высокой квалификацией. Это считается важным источником накопления профессионального капитала, что в настоящее время обеспечивает уверенный экономический рост и благополучие принимающих стран. Конкуренция по привлечению иностранных работников с высокой квалификацией стала явлением международного масштаба. Создание механизмом и условий для привлечения данных граждан – стратегической задачей государства. На данный момент государственные программы в Российской Федерации направлены преимущественно на граждан государств - участников СНГ. Однако, новое поколение соотечественников, которые прибывают в Россию, обладают низким уровнем профессиональных навыков, образования и знания национального языка. Социально-экономические новшества внутри страны, формирования взаимодействия с зарубежными странами, сделали Россию предметом внимания для представителей многих видов предпринимательства. В итоге это выявлено как негативное явление, а именно укрепление позиций иностранных преступных групп на российской территории. Данный факт относится как к криминальным промыслам, так и к легальной сфере экономики [3]. Большое количество мигрантов на сегодняшний день - это рабочая группа граждан. Значительная их часть пребывает в Российскую Федерацию нелегальным путем. На основании этого они лишены правовой защиты в трудовых отношениях. Поэтому данная категория мигрантов не уплачивают налоги и, более того, проявляют преступную активность на территории России. В данный момент в пределах российского государства пребывает более 11 млн. иностранных граждан. Половина из них приезжают с различными, не связанными с заключением трудовых отношений, намерениями. 18 % - работают законно, с разрешением на работу, либо патентом. Но у 21% иностранцев, находящихся в стране, превышен срок пребывания на законных основаниях. Иностранцы склонны трудиться нелегально. Нерегулируемое нахождение иностранных граждан в Российской Федерации обоснованно вызывает не только социальные, но и более острые проблемы, которые дестабилизируют основу экономической безопасности государства. Так, мигранты вывозят ежегодно из России примерно 6 млрд. долл. Касаемо иностранных граждан, то данная категория относится к юрисдикции не только той страны, где пребывают, но и владеют правами и обязанностями по отношению к своей стране. Иностранные граждане, находясь на территории Российской Федерации, сохраняют свои права и обязанности по отношению к своей стране. Например, сохраняется право на участие в выборах или обязанность в несении военной службы и соблюдения законов своего государства. Подобные права и обязанности отсутствуют у иностранных граждан, находящихся на территории России. Данные права и обязанности отсутствуют и у лиц, не имеющих какого-либо гражданства, в отношении любого государства [2]. Конституция РФ определяет равные права и обязанности иностранных граждан по отношению к гражданам России, но вопрос об административной ответственности оставляет открытым. Согласно международным договорам и действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства, которые пользуются своеобразным иммунитетом (дипломатической неприкосновенностью) от административной юрисдикции страны и разрешается все исключительно дипломатическим путем.
Согласно статье 27 Конституции РФ «каждый, кто правомерно пребывает в нашей стране, право за её пределы выезжать свободно» [1]. Ряд регионов в нашей стране имеют свои особенности въезда и выезда иностранных граждан из-за географического положения. Например, Калининградская область. Она окружена со всех сторон такими государствами как Польша, Литва, а также Балтийским морем. Для пребывания на данную территорию иностранным гражданам потребуется получение специального разрешения. Это связано с характером и особой значимости объектов, которые находятся на этой территории [3]. Обязательны соблюдение правил, которые установлены федеральными законами, и тогда иностранные граждане могут приезжать на территорию РФ и выезжать из нее. Так, указанные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать при наличии визы по документам, являющимися действительными, удостоверяющими личность данных граждан. Основное условие к этим документам - они должны быть признаваемыми России в данном качестве. Следует отметить, что каждое государство самостоятельно регулирует вопрос о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранное государство определяет и устанавливает порядок, основание въезда и выезда, обстоятельства нахождения на территории, а также трудовые отношения к своим гражданам. В качестве общего правового принципа функционирует национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства. Следовательно, приходим к выводу, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства не одно и то же. Права и обязанности значительно различаются, так как у иностранных граждан имеется гражданство своей страны, которое наделило их ими, а у лиц без гражданства подобного государства буквально нет.