ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Конференция: CLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматривается влияние акцентуаций на психосоматические расстройства личности в младшем школьном возрасте. Сформулированы понятия о формировании характера и акцентуации у младших подростков. Раскрыты понятия о развитии психосоматических расстройств у младших подростков.
Ключевые слова: Акцентуации, психосоматические расстройства, младший подростковый возраст, кризис подросткового возраста, тревожность.
Обращение к анализу проблемы психосоматических расстройств детей и подростков продиктовано несколькими причинами. Во-первых, само понятие «психосоматическое расстройство» является одним из самых противоречивых категорий в медицинской и психологической науке.
В свою очередь под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям.
В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные.
Основные черты – стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье.
Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей.
Подростковый возраст называют "кризисным", так как происходящие в организме психофизиологические изменения влияют на отношения подростка к самому себе и обществу.
Развитие подростка является одним из важных и значимых моментов в формировании у него эмоциональной сферы самосознания, потребности найти себя как личность. У младшего подростка очень часто возникает большой интерес к себе, возникает потребность самооценки, он также сопоставляет себя с другими людьми. Он всматривается в самого себя и стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.
Эмоциональное поведение подростков не характеризуется одним действием гормонов, все зависит от условий, в которых воспитывается подросток, а также от многих социальных факторов. Психологические трудности взросления, неправильно сформированный образ собственного "Я" в большинстве случаев могут отразиться на последующих годах жизни человека из-за соответствующей эмоциональной тревожности у младших подростков.
В этот период ребенок решает важнейшие проблемы развития: установление социальных связей и структурирование своего психологического пространства. Основным противоречием этого возраста является готовность ребенка отвечать на воздействие других одновременно с необходимостью защищать границы своего психологического пространства.
Понятие и формирование характера и акцентуации у младших подростков
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям.
А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций характера у подростков: 1 — гипертимный, 2 — циклоидный, 3 — лабильный, 4 — астено-невротический, 5 — психастенический, 6 — истероидный, 7 — эпилептоидный, 8 — шизоидный, 9 — сенситивный, 10 — неустойчивый, 11 — конформный. В своей монографии автор типологии указывает, что частота встречаемости акцентуаций характера среди популяции здоровых подростков в различных учебных заведениях, по данным Н. Я. Иванова, колеблется от 33 до 88 % [5].
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии [4].
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50--80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Понятие и развитие психосоматических расстройств у младших подростков
Отсутствие единой теории «психосоматопатогенеза» с учетом влияния психосоциальных факторов не позволяет разработать принципы и схему лечения психосоматических заболеваний.
Лечение больных без учета психосоциальных факторов не способствует ни излечению, ни сколько-нибудь успешной и длительной ремиссии.
С другой стороны, преувеличение значения психогенных факторов и лечение с помощью только психотерапевтических методов также малоэффективны, а кроме того, нередко приводят к развитию запущенных форм и осложнений заболеваний.
У детей психосоматические расстройства в большей мере обусловлены и поддерживаются психосоциальными факторами, патогенный тип метаболизма еще не закреплен, а потому психотерапия будет более эффективной.
У подростков с психосоматическими нарушениями процесс решения проблемы идентичности напрямую зависит от родительского выбора, структурные компоненты Я-концепции плохо дифференцированы.
Несмотря на большое количество научных работ в области психосоматических взаимоотношений, их нарушения и методов психотерапии, на сегодня остается неизвестным тот самый механизм «переключения» с психического уровня на соматический.
Было проведено эмпирическое исследование, с помощью методик:
- Тест Леонгарда-Шмишека, или Опросник Шмишека (Schmieschek Fragebogen) «Выявление акцентуаций характера»
- Тест А. Е. Личко «Определение типа акцентуации характера»
- А.И Балыкин «Тест на определение наличия психосоматических заболеваний
- Артур Т. Джерсайлд «Психические состояния личности»
С помощью эмпирического исследования группы младших подростков, были сделаны следующие заключения: у каждого подростка в выборке собран свой уникальный набор качеств, особенностей проявлений характера, предрасположенностей к психосоматическим заболеваниям и определенному типу акцентуации, что делает человека более или менее подверженным к возможным психосоматическим заболеваниям.
В подростковом возрасте имеется склонность к некому многофакторному влиянию психических состояний на проявление психосоматических заболеваний у ребенка.
Приведенные данные по четырем методикам показали определенные склонности у младших подростков из нашей выборки к психосоматическим заболеваниям, также, проведя последнюю методику, мы увидели, что показатели психических состояний также входят в ряд определений типов акцентуаций, которые могут иметь связь с психосоматическими заболеваниями, оказывая в свою очередь влияние на проявление особенностей характера у младших подростков.
Не стоит пренебрегать влиянием акцентуации на психосоматические заболевания, так как в подобного рода расстройствах, большую роль играет психические состояния личности, эмоциональный фон, те особенности характера, которые имеют наиболее яркое проявление в жизни подростка.
Данный факт может являться одной из причин низкой успеваемости подростков, их плохому самочувствию, а также развитию более сложных и серьезных заболеваний, которые могут вытекать из сложения совокупности факторов, влияющих на психическое состояние подростка.