Статья:

Девиантные формы семейно-брачных отношений как одна из причин детского неблагополучия в современном Российском обществе.

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Никерина А.Д., Балаев М.А. Девиантные формы семейно-брачных отношений как одна из причин детского неблагополучия в современном Российском обществе. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Девиантные формы семейно-брачных отношений как одна из причин детского неблагополучия в современном Российском обществе.

Никерина Анна Дмитриевна
студент Гжельского университета, РФ, Московская область, г. Раменское
Балаев Максим Александрович
студент Рэу Плеханова, РФ, Московская область, г. Раменское
Ращупкин Валерий Павлович
научный руководитель, проф., РФ, Московская область, г. Раменское

 

Актуальность:

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. Проблема института семьи существует во многих странах мира, в том числе и в России, в последнее время приобрела особенную остроту.

Российский ученый В.В. Солодников указывает, что в обществе нового поколения стали заметны социально распущенны, типы практикуемых семейных отношений, отражающие нарушение уклада членов семьи, социального взаимодействия между ними и в целом – процесса адаптации личности в общество[8, с.5]. Одним из таких типов семей является так называемый «Гражданский», или незарегистрированный брак.

Следует подробнее рассмотреть само понятие. C юридической точки зрения, гражданском браком именуется брак, зарегистрированный в соответствующих государственных органах без участия религиозных организаций. Проживание в одной семье женщины и мужчины без официальной регистрации брака в соответствии с законами конкретного государства не является основанием для возникновения у них прав и обязанностей супругов. В современном обществе происходит своего рода подмена терминов, и люди, проживающие вместе и ведущие совместное хозяйство при отсутствии себя женатыми и замужними, утверждают, что якобы состоят в «гражданском браке». Подобное смешение понятий проникает даже в официальные документы: лица, поступающие в учебное заведение, оформляющие в банке вклад или кредит, заполняющие анкету для получения бонусной карты в магазине, пишут в анкете в графе «семейное положение вместо «не замужем» или «не женат» не слишком грамотное с юридической точки зрения словосочетание «гражданский брак». Временами дело доходит до курьезных или трагических ситуаций. Известный Российский публицист В. Лебедев в своей книге «стань счастливой» приводит такой пример. Молодая женщина жалуется на одном форуме, где на вопросы отвечает врач-психотерапевт: Доктор, что мне делать: мой муж на мне не женится.

В России, «гражданский брак» в последнее время получил очень большое распространение. Нередки случаи, когда у двух лиц, живущих вместе без юридического оформления отношений, рождаются дети, и здесь ситуация может принять достаточно серьезный оборот. Согласно наблюдениям современного российских ученых, в нашей стране постоянно растет число неполных семей. Одной из причин этого является увеличение числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке (в 1999 году их было 25%). Определенное количество этих малышей появляется на свет у матерей – одиночек, однако большой процент составляют и те дети, которые родились в «гражданском браке», причем зачастую их родители не считают должным оформлять свои отношения, даже став отцом и матерью. Знаменитый немецкий социолог, философ, социальный психолог – Эрих Фромм сказал:

«Мать – это дом, который мы покидаем, это природа, океан. Связь с отцом иного порядка. В первые годы жизни ребенка она весьма ослаблена и совершенно несравнима с близостью матери. Зато отец выражает противоположную сторону человеческого существования, и на той стороне – разум, рукотворные вещи, порядок и закон, освоение новых земель и приключения. Отец – тот человек, который вводит ребенка в большой мир».

Пытаясь выполнять в семье функции обоих родителей, мать пытается выполнять обязанности, которые не свойственны матери (женщине). Поэтому она зачастую, руководствуясь определенным стереотипам о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится: излишне раздражительной, принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобной подмене понятий она утрачивает те женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью. Авторитарные матери приучают детей к беспрекословному повиновению, полагая, что воспитание – это возможность добиться абсолютного послушания детей. Так же после вступления детей во взрослую жизнь авторитарной матери не могут этого пережить и начинают лезть в жизнь своих чад и ненавидеть партнеров своих детей, считая ребенка своей собственностью на всю его жизни.

Н.Ф. Дивицына справедливо указывает на то, что семья детям нужна, что любой ребенок – как совсем маленький, так и почти взрослый – воспринимает ее как свой тыл и что даже неблагополучные дети отмечают важность семьи в своей жизни. Однако проблема заключается в том, что детям нужна настоящая семья, а не иллюзия семьи. Лица, живущие незарегистрированном браке, создают именно иллюзию семьи, где каждый из «супругов» в любой момент, не считаясь с согласием или несогласием другого с его трудностями, может повернуться и уйти, при этом не неся никакой ответственности за другого, хотя в случае рождения ребенка мать имеет право добиться признания отцовства и уплаты алиментов (однако не имеет никаких прав на наследование движимого и недвижимого имущества или получения определенных льгот в случае смерти супруга, на что, напротив, имеет право вдова, состоящая с умершим в законном браке). Главным образом, в подобных случаях страдают дети как наиболее незащищенная и ограниченно дееспособная категория. Также представление о институте брака и семьи закладывается у ребенка в детстве, а несет он это представление через всю свою жизнь и перекладывает в дальнейшем на свою семью.

От природы большинству из нас присуще стремление к стабильности. Ситуации, где человек вынужден временно находиться в состоянии неопределенности (например, ожидать результатов поступления в вуз, ответа работодателя при прохождении собеседования на работе), переносятся многими достаточно тяжело. Это характерно и для лиц младшего возраста: педагоги указывают на то, что ребенку необходим режим дня, малыша следует ограждать от конфликтов, оберегать от лишнего стресса. Дети же лиц, живущих в незарегистрированном браке, чувствуют скрытую напряженность в семье, из-за чего страдает их нервная система. Более того, время от времени они сталкиваются с жестокостью, насмешками и неприятием со стороны лиц старшего поколения, считающих «гражданский брак» неприемлемым, а порой и других детей, живущих в нормальных семьях. Встречаются также и ситуации, когда мать сожительствует с мужчиной, не состоящим с ее сыном или дочерью в родственных отношениях и не являющимся его отчиму согласно закону, однако требует, чтобы ребенок называл чужого человека папой, что в свою очередь нередко влечет за собой тяжелые семейные конфликты. У отдельных детей из подобного рода неполных семей с признаками серьезной социальной дезадаптации «папы» меняются довольно часто, причем результат воспитания в такой атмосфере может быть самым разным в зависимости от личностных особенностей самого ребенка. Одна девочка, проведя свое детство и юность в обществе сексуально распущенной матери, после окончания института стала очень религиозной и приняла решение уйти в монахини. Гораздо более частотны случаи, когда человек, живущий в семье с нездоровой нравственной атмосферой, становится таким же, как его родители. Ему прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Другая школьница, живущая с постоянно меняющей партнеров матерью, крайне плохо успевала в школе, конфликтовала с учителями, мать же не считала нужным хоть как-то повлиять на происходящее. Девочка рано начала половую жизнь и вскоре заразилась опасным венерическим заболеванием. К призывам учителей и школьного психолога вести себя сдержанно и целомудренно она отнеслась с насмешкой – «крыша же съедет».

Можно видеть, что подобного рода неблагополучные семьи фактически являются благоприятной средой для появления трудных детей и подростков; мало того, что дети, подражая дурному примеру родителей, зачастую начинают вести себя крайне распущенно, так ситуация усугубляется еще и тем, что занятые устройством личной жизни мамы (папы) предоставляют детей самих себе и не уделяют никакого внимания их учебе, проблемам и поведению. У таких подростков, кроме сексуальных отклонений, часто имеются другие формы девиантного поведения (пьянство, курение, наркомания, бродяжничество, интернет-зависимость, игромания, фанатизм, эскапизм), учатся они неудовлетворительно, прогуливают школу, не выполняют домашнее задания, выглядят старше своих лет, часто зацикливаются на вопросах интимных отношений. В случае, если у ребенка в процессе взросления закономерно возникают вопросы, связанные с деторождением и половой жизнью, родитель-девиант объясняет все это малышу с откровенной безнравственных и извращенных позиций, что в свою очередь может повлечь за собой либо полное отвращение к сексуальным отношениями и противоположному полу, либо циническое восприятие этой сферы жизни и распущенность, поскольку подрастающий человек достаточно часто видит в родителях пример для подражания и считает правильным все то, что они ему говорят.

Детские психологи бьют тревогу; в последние годы к ним на прием стали попадать откровенно сексуально расторможенные дети, «продвинутые» родители которых либо слишком активно просвещали своих детей в данной области, либо даже разгуливали на глазах малыша по дому в обнаженном виде или вступали в половой контакт со своим партнёром. Естественно, подобные ситуации не могут не оставить своего следа в неокрепшей психике ребенка.

В современном мире стала модной еще и такая форма нездоровых и извращенных семейных отношений, как «открытый брак». Два человека, живущих вместе в «гражданском» или даже зарегистрированном браке, по взаимной договоренности сохраняют за собой свободу и право вступать в интимные отношения с другими лицами, причем порой даже в собственной квартире в присутствии своего партнера. В том случае, если у таких «супругов» имеются дети, их психике и нравственности также наносится колоссальный вред. Существует также и «гостевой брак», под которым любители считаться современными и продвинутыми людьми без комплексов подразумевают отношения по принципу «захотел-пришел, захотел-ушел». Каждый из «супругов» живет на своей территории, они могут встречаться или не встречаться у кого-то из них дома по взаимному желанию, а могут и разойтись безо всяких взаимных объяснений; страдающей стороной в подобного рода отношениях оказываются опять же дети.