Формирование ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в проектной деятельности посредством проектной деятельности
Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в проектной деятельности посредством проектной деятельности
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьей и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Архангельского А.М., Болдырева Н.М., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Харламова И.Ф. и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (Гей М.М., Горонидзе А.А., Калюжный А.А., Лысенко Т.Ф. и др.)
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий для воспитания подлинно свободной личности.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.
Над проблемой работы с проектами и в проектной деятельности работают такие ученые и педагоги, как В.А. Васильев, А.Б. Воронцев, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.К. Господникова, Н.В. Засоркина, Е.Н. Землянская, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.
Цель опытно-экспериментальной работы формирования ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в проектной деятельности – определить и обосновать педагогические условия осознанного формирования ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания.
Для реализации поставленной цели была проведена на базе МБОУ НОШ №39 г Череповца, 2 класс. Количество обучающихся, участвующих в исследовании 20 человек.
Опытно-экспериментальная работа включает в себя подбор методик и проведение констатирующего эксперимента, разработку и проведение формирующего эксперимента.
Цель первого этапа опытно-экспериментальной работы – подобрать методики для выявления уровня сформированности ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Нами были подобраны методики для выявления уровня сформированности ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, сформулированы критерии и показатели, характеризующие каждый из уровней.
Диагностика уровня сформированности ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников проводилась с помощью трех методик: методика 1 «Нравственные понятия», методика 2 «Оцени поступок», методика 3 «Трудолюбие и коллективизм». Результаты диагностики показали, что большинство учащихся находятся на среднем уровне сформированности ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания. При этом, мы увидели, что у ребят с нарушениями в поведении наблюдается низкий уровень нравственного воспитания.
Для достижения поставленной цели по формированию ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в проектной деятельности были проведены уроки, которые мы представим далее.
Урок изобразительного искусства на тему «Лоскутное одеяло». Цель занятия: Совершенствовать умение работы в группе; формировать навык выполнения узора на листах заданной формы. В результате урока дети в группах создали свои «лоскутные» одеяла. В ходе работы формируются умения работать коллективно, решая при этом вопросы работы сообща, уважать и оценивать труд других людей. При такой работе дети учатся принимать результат работы всех учеников положительно.
Урок окружающего мира на тему «Берегите лес!». Одними из задач урока были воспитание рационального, бережного отношения к природе; выработка навыков культурного общения; совершенствование умения работать в группе. В результате групповой работы дети создали книгу исчезающих видов растений и животных Вологодской области.
Таким образом, работа над проблемой формирования ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в проектной деятельности, показала, что данная область требует постоянной работы в школе.