Статья:

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Конференция: CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(169). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(169).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Шаруда Артем Андреевич
студент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Богданова Ардема Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассмотрен обширный ряд различных подходов к пониманию такого понятия, как цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Проанализированы источники, раскрывающие все аспекты ЦОРов, которые необходимы для их эффективного использования в современном образовательном процессе. Выбрано лучшее определение, наиболее точно отражающее специфику и особенности цифровых образовательных ресурсов. Представлены основные классификации ЦОРов. Определена наиболее полезная классификация цифровых ресурсов, которая позволяет наиболее эффективно применять новые технологии и новшества в образовании. Подведены общие итоги и сделаны общие выводы.

 

Ключевые слова: ЦОР, ЭОР, цифровизация, глобализация, образовательный процесс.

 

В настоящее время, в условиях все продолжающейся цифровизации и глобализации, когда в образовательную среду вводятся все новые и новые технологии, сложилось довольно большое количество определений понятия цифровые образовательные ресурсы, вследствие чего, прежде чем переходить к их классификации, рассмотрим основные подходы к понимаю данного термина:

  1. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается та или иная информация, содержащая образовательные сведения, сохраненная на цифровом носителе [1]. Данное понятие не отражает смыл ЦОРов в полной мере, характеризую лишь часть определения.
  2. Аббревиатура ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», из чего следует, что это определенный содержательно обособленный объект, предназначенный для обучающих целей и представленный в цифровом формате [2]. Определение такого рода более полно отражает содержание понятия ЦОР, ввиду наличия уточняющей формулировки, в частности, обособленности содержания объекта.
  3. ЦОР – это совокупность образовательных цифровых данных, применяемых в ходе реализации процесса обучения [3]. Подобная трактовка наиболее несодержательна, общая, без какой-либо конкретики, что значительно снижает полезность этого определения.
  4. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют различные образовательные материалы, которые воспроизводятся посредством электронных устройств. При таком подходе к ЭОР причисляют обучающие видеозаписи и аудиозаписи, просмотр и прослушивание которых легко осуществить при помощи обычного стационарного компьютера или же ноутбука. Иногда, для выделения подмножества ЭОР их называют ЦОРами [4]. Данное определение не дает полного представления о ЦОРах, однако определяет их, как подмножество ЭОРов.
  5. Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в электронном формате фотоматериалы, видеоматериалы, статистические данные, объекты виртуальной реальности, картографическая информация, аудиозаписи, текстовая документация и всяческие другие образовательные материала, необходимые для ведения образовательного процесса и воспроизводимы при помощи цифровых технологий [5]. Данное определение, данное выдающимся российским педагогом – Босовой Людмилой Леонидовной, качественно выделяется на фоне всех представленных нами выше, поэтому в дальнейшем мы будем придерживаться именно этой трактовки.

Чтобы можно было иметь более систематизированное и детальное понимание того, что же такое цифровые образовательные ресурсы, рассмотрим несколько основных классификаций ЦОР, которые наиболее распространены на сегодняшний день.

Упомянутая уже выше Босова Л. Л. (выдающийся педагог СССР и Российской Федерации», проведя ряд исследований и экспериментов приводит следующую классификацию ЦОРов:

Таблица 1

 

В соответствии с теми или иными целями применения цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе и их потенциальными возможностями развития в условиях современной системы обучения, как правило, выделяют следующие виды ЦОР:

Таблица 2

 

По типу содержащейся информации цифровые образовательные ресурсы подразделяются на следующие подвиды:

  1. ЦОРы с текстовой информацией, к которым относятся различные учебники и учебные пособия, хрестоматии, литература для чтения, задачники, решебники, тестовые задания, словари, справочники, энциклопедии, периодическая печать, нормативные и правовые акты, всяческая документация и методические материалы.
  2. ЦОРы с визуальной информацией, к которым относятся иллюстрации, плакаты, фотографии, видеоролики с фрагментами различных процессов и явлений, демонстрации тех или иных опытов, объекты виртуальной реальности, интерактивные 3D-модели, карты по предметным областям.
  3. ЦОРы с аудио информацией, то есть звукозаписи тех или иных выступлений, записи музыкальных произведений, записи звуков живой и неживой природы.
  4. ЦОРы с аудио и видео информацией, а именно аудио-видео объекты как живой, так и неживой природы, интерактивные экскурсии, предметные виртуальные лаборатории.
  5. ЦОРы со сложной структурой, к которым можно причислить учебники, учебные и методические пособия как для учащихся, так и для учителей [6].

По форме изложения учебного материала ЦОРы можно условно разделить на:

  1. Конвекционные ЦОРы, соответствующие укоренившимся традициям и требованиям классической педагогической науки, то есть имеющие энциклопедический и монографический характер. Такие цифровые образовательные ресурсы позволяют реализовать информационную функцию учебного процесса.
  2. Программированные ЦОРы, которые отвечают современным требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Подобные цифровые ресурсы, в первую очередь, ориентированы на самостоятельное выполнение заданий обучающимися, а также на раскрытие основ и методов получения новых знаний учениками.
  3. Проблемные ЦОРы, обычно требуемые при реализации образовательной организацией проблемного обучения и направленные на развитие у обучающихся критического и логического мышления.
  4. Комбинированные или универсальные ЦОРы, содержащие в себе элементы всех перечисленных до этого цифровых образовательных ресурсов.

Таким образом, из рассмотренных классификаций можно выделить следующую: ЦОР по образовательно-методическим возможностям. Эту классификацию можно использовать при планировании урока, на различных его этапах: объяснение нового материала, выполнение практического задания, проверка знаний и т.д., что лишний раз подчеркивает полезность данной классификации.

Подводя общий итог, можно сделать вывод, что касательно понятия цифровых образовательных ресурсов нет единого мнения, как нет единого мнения и о классификациях ЦОРов, однако, однозначно можно сказать, что именно они «модернизируют» современную систему образования, привнося что-то новое.

 

Список литературы:
1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов. // Вестник Московского городского педагогического университета. 2005. №5. С. 21-30.
2. Усенков Д. Ю. ЦОРы // Вопросы информатизации образования. 2007. № 9. С. 45.
3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
4. Галеева А. Г. Стандарты разработки цифровых образовательных ресурсов // Всероссийская научно-практическая конференция. [URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/standarty_razrabotki_cifrovykh_obrazovatelnykh_resursov/26-1-0-201]
5. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ // Информатика и образование. 2009. №2. С. 32-46.
6. Елисеева Е. В., Злобина С. Н., Синица Н. В. Теоретико-методологические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов в системе вузовского образования: монография. Брянск: Издательство «Курсив», 2009. 233 с.