ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Конференция: CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен обширный ряд различных подходов к пониманию такого понятия, как цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Проанализированы источники, раскрывающие все аспекты ЦОРов, которые необходимы для их эффективного использования в современном образовательном процессе. Выбрано лучшее определение, наиболее точно отражающее специфику и особенности цифровых образовательных ресурсов. Представлены основные классификации ЦОРов. Определена наиболее полезная классификация цифровых ресурсов, которая позволяет наиболее эффективно применять новые технологии и новшества в образовании. Подведены общие итоги и сделаны общие выводы.
Ключевые слова: ЦОР, ЭОР, цифровизация, глобализация, образовательный процесс.
В настоящее время, в условиях все продолжающейся цифровизации и глобализации, когда в образовательную среду вводятся все новые и новые технологии, сложилось довольно большое количество определений понятия цифровые образовательные ресурсы, вследствие чего, прежде чем переходить к их классификации, рассмотрим основные подходы к понимаю данного термина:
- Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается та или иная информация, содержащая образовательные сведения, сохраненная на цифровом носителе [1]. Данное понятие не отражает смыл ЦОРов в полной мере, характеризую лишь часть определения.
- Аббревиатура ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», из чего следует, что это определенный содержательно обособленный объект, предназначенный для обучающих целей и представленный в цифровом формате [2]. Определение такого рода более полно отражает содержание понятия ЦОР, ввиду наличия уточняющей формулировки, в частности, обособленности содержания объекта.
- ЦОР – это совокупность образовательных цифровых данных, применяемых в ходе реализации процесса обучения [3]. Подобная трактовка наиболее несодержательна, общая, без какой-либо конкретики, что значительно снижает полезность этого определения.
- Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют различные образовательные материалы, которые воспроизводятся посредством электронных устройств. При таком подходе к ЭОР причисляют обучающие видеозаписи и аудиозаписи, просмотр и прослушивание которых легко осуществить при помощи обычного стационарного компьютера или же ноутбука. Иногда, для выделения подмножества ЭОР их называют ЦОРами [4]. Данное определение не дает полного представления о ЦОРах, однако определяет их, как подмножество ЭОРов.
- Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в электронном формате фотоматериалы, видеоматериалы, статистические данные, объекты виртуальной реальности, картографическая информация, аудиозаписи, текстовая документация и всяческие другие образовательные материала, необходимые для ведения образовательного процесса и воспроизводимы при помощи цифровых технологий [5]. Данное определение, данное выдающимся российским педагогом – Босовой Людмилой Леонидовной, качественно выделяется на фоне всех представленных нами выше, поэтому в дальнейшем мы будем придерживаться именно этой трактовки.
Чтобы можно было иметь более систематизированное и детальное понимание того, что же такое цифровые образовательные ресурсы, рассмотрим несколько основных классификаций ЦОР, которые наиболее распространены на сегодняшний день.
Упомянутая уже выше Босова Л. Л. (выдающийся педагог СССР и Российской Федерации», проведя ряд исследований и экспериментов приводит следующую классификацию ЦОРов:
Таблица 1
В соответствии с теми или иными целями применения цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе и их потенциальными возможностями развития в условиях современной системы обучения, как правило, выделяют следующие виды ЦОР:
Таблица 2
По типу содержащейся информации цифровые образовательные ресурсы подразделяются на следующие подвиды:
- ЦОРы с текстовой информацией, к которым относятся различные учебники и учебные пособия, хрестоматии, литература для чтения, задачники, решебники, тестовые задания, словари, справочники, энциклопедии, периодическая печать, нормативные и правовые акты, всяческая документация и методические материалы.
- ЦОРы с визуальной информацией, к которым относятся иллюстрации, плакаты, фотографии, видеоролики с фрагментами различных процессов и явлений, демонстрации тех или иных опытов, объекты виртуальной реальности, интерактивные 3D-модели, карты по предметным областям.
- ЦОРы с аудио информацией, то есть звукозаписи тех или иных выступлений, записи музыкальных произведений, записи звуков живой и неживой природы.
- ЦОРы с аудио и видео информацией, а именно аудио-видео объекты как живой, так и неживой природы, интерактивные экскурсии, предметные виртуальные лаборатории.
- ЦОРы со сложной структурой, к которым можно причислить учебники, учебные и методические пособия как для учащихся, так и для учителей [6].
По форме изложения учебного материала ЦОРы можно условно разделить на:
- Конвекционные ЦОРы, соответствующие укоренившимся традициям и требованиям классической педагогической науки, то есть имеющие энциклопедический и монографический характер. Такие цифровые образовательные ресурсы позволяют реализовать информационную функцию учебного процесса.
- Программированные ЦОРы, которые отвечают современным требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Подобные цифровые ресурсы, в первую очередь, ориентированы на самостоятельное выполнение заданий обучающимися, а также на раскрытие основ и методов получения новых знаний учениками.
- Проблемные ЦОРы, обычно требуемые при реализации образовательной организацией проблемного обучения и направленные на развитие у обучающихся критического и логического мышления.
- Комбинированные или универсальные ЦОРы, содержащие в себе элементы всех перечисленных до этого цифровых образовательных ресурсов.
Таким образом, из рассмотренных классификаций можно выделить следующую: ЦОР по образовательно-методическим возможностям. Эту классификацию можно использовать при планировании урока, на различных его этапах: объяснение нового материала, выполнение практического задания, проверка знаний и т.д., что лишний раз подчеркивает полезность данной классификации.
Подводя общий итог, можно сделать вывод, что касательно понятия цифровых образовательных ресурсов нет единого мнения, как нет единого мнения и о классификациях ЦОРов, однако, однозначно можно сказать, что именно они «модернизируют» современную систему образования, привнося что-то новое.