ТОЛКОВАНИЕ И АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТОЛКОВАНИЕ И АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях функционирования разнообразных образовательных стандартов и программ, посредством использования альтернативных традиционных методов обучения и сохранения накопленных достижений отечественной дидактики, педагогической психологии и частных методик, происходит важный процесс. Ключевым аспектом модернизации современного образования является переход на интерактивные, гуманистические и поисковые образовательные технологии. Этот переход требует проведения ревизии и оптимизации структуры образования, внедрения новых учебных программ, технологий обучения и развития инновационных образовательных методов с последующей экспериментальной апробацией нововведений.
Первоначально термин "технология" зародился в производственной сфере, где технологически организованный процесс должен: 1) гарантировать достижение запланированного результата, максимально соответствующего цели; 2) быть воспроизводимым в других производственных условиях; 3) иметь нормативные допускаемые отклонения без снижения качества продукта и эффективности процесса.
Однако термин "педагогическая технология" имеет иное толкование. По мнению В.П. Беспалько, одного из первых исследователей, стремившихся утвердить этот термин в педагогике, педагогическая технология характеризуется рядом ключевых аспектов. Во-первых, она подразумевает минимизацию педагогических импровизаций в пользу предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, в отличие от методических разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология представляет собой проект, определяющий структуру и содержание учебной деятельности самого учащегося. В-третьих, важной особенностью педагогической технологии является процесс целеобразования, соответствующий принципу диагностической целенаправленности. Это рассматривается в двух аспектах: 1) диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учебного материала; 2) развитие личности учащегося в целом. В-четвертых, принцип структурной и содержательной целостности всего учебного процесса является основополагающим при разработке и реализации педагогической технологии. В этом контексте, изменение одного компонента приводит к изменениям во всех остальных частях системы [2].
Г.К. Селевко утверждает, что понятие педагогической технологии в теоретической плоскости может быть представлено в трех аспектах: 1) научном, согласно которому педагогическая технология является частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения, а также проектирующей педагогические процессы; 2) в процессуально-описательном подходе педагогическая технология трактуется как алгоритм процесса, включающий цели, содержание, методы и средства для достижения запланированных учебных результатов; 3) В процессуально-действенном подходе педагогическая технология представляет собой реализацию педагогического процесса, где задействованы все личностные, инструментальные и методологические средства [4, с. 15].
В современном образовании педагогические технологии применяются на трех уровнях иерархии: 1) Общепедагогический (обще-дидактический) уровень – это технологии, охватывающие целостный образовательный процесс в конкретном регионе, учебном заведении или на определенной образовательной ступени и эквивалентны педагогической системе; 2) Частно методический (предметный) уровень – это частно-предметные педагогические технологии, которые аналогичны частным методикам; 3) Локальный (модульный) уровень – это технологии, фокусирующиеся на отдельных частях учебно-воспитательного процесса и решающие конкретные дидактические и воспитательные задачи. Кроме того, как указывает Г.К. Селевко, существуют технологические микроструктуры: приемы, звенья, инструментальные элементы педагогического процесса и другие. Объединяясь в логическую последовательность, они формируют целостную педагогическую технологию [4, с. 15-16].
В современной педагогической литературе процесс обучения рассматривается с двух аспектов: обучение через информацию и обучение через деятельность. Последний подход реализуется через технологичные активные формы, где значительно меняются роли обучающего и обучаемого. Активные образовательные технологии основаны не только на восприятии, памяти и внимании, но в первую очередь на креативном и продуктивном мышлении, поведении и общении.