Статья:

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шепкетов М.Р. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Шепкетов Мансур Рустемович
студент кафедры специального (дефектологического) образования ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Ибрагимова Алие Рустемовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. Данная статья носила практический характер. В ней была описана организация эмпирического исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью. В ходе изложения статьи охарактеризована специфика диагностики уровней развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью, а так проанализированы полученные результаты исследования.

 

Ключевые слова: эмпирическое исследование, коммуникативные навыки, дети с умственной отсталостью.

 

Эмпирическое исследование было проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Исследованием была охвачена группа обучающихся 9-го класса с умственной отсталостью в общем количестве 15 человек.

Цель констатирующего этапа педагогического исследования: диагностика уровней развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

– определить критерии и показатели оценивания уровней развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью;

– подобрать диагностический инструментарий для изучения уровней развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью;

– определить уровни оценивания развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью;

– проанализировать результаты констатирующего этапа эмпирического исследования;

– обосновать содержание программы по развитию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью во внеурочной деятельности посредством моделирования жизненных ситуаций.

Перед началом непосредственного проведения эмпирического исследования были определены следующие критерии и показатели развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью: речевое оформление коммуникативного акта; коммуникативные навыки; общительность.

1) Речевое оформление коммуникативного акта:

– умение оценивать внешние условия речевой ситуации, заданные иллюстративными средствами;

– наличие тематической целостности, лексического, грамматического и фонетического оформления речи;

– присутствие невербальных средств языка, в частности, интонационного оформления речи, усиливающего коммуникативную ситуацию и являющегося дополнением к вербальным средствам.

Диагностическая методика – диагностическое задание №1 «Рассматривание сюжетных картинок». (В основу разработки диагностического задания были положены характеристики развития речи детей школьного возраста разработанные А.Г. Арушановой и О.С. Ушаковой).

Цель исследования: диагностика уровней речевого оформления коммуникативного акта.

Ход диагностики. Процедура проведения данного диагностического задания была следующей. По инициативе экспериментатора учащиеся рассматривали в течение нескольких минут три сюжетных картинки, специально подобранных для этого. Каждому испытуемому предлагалось выбрать одну из картинок, «по которой он мог бы составить рассказ». После нескольких минут самостоятельной подготовки, рассказы заслушивались [1].

2) Коммуникативные навыки:

– ориентировка во внешних условиях ситуации;

– планирование содержания акта общения;

– выбор и использование вербальных и невербальных средств в соответствии с коммуникативной ситуацией;

– реализация программы в процессе общения;

– оценка результатов общения и соответственное изменение коммуникативного и речевого поведения.

Диагностическая методика – диагностическое задание №2 «Беседа» (Составлена с учетом критериев, выделенных С.В. Проняевой).

Цель исследования: диагностика уровней развития коммуникативных навыков.

Ход диагностики. Второе диагностическое задание было реализовано в ходе беседы. Целью беседы являлось помочь детям понять изображенный на картинке момент жизни, подготовить их к речевым высказываниям.

После беседы экспериментатор просил испытуемых «поиграть» в героев одной из картинок, показать, какой разговор мог бы состояться между ними (то есть составить диалог). Это давало возможность изучить содержание диалогов с учетом контекстов каждой ситуации [3].

3) Общительность:

– общительность;

– коммуникативность.

Диагностическая методика – диагностическое задание №3. «Оценка уровня общительности» (тест В.С. Ряховского).

Цель: диагностика общего уровня общительности.

Ход диагностики. Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемому необходимо отвечать на вопросы, используя три варианта ответов: «Да», «Иногда» и «Нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «Да», «Нет», «Иногда» и поставьте в соответствующий столбец отметку Х [2].

Результаты исследования оценивались по бально-уровневой системе. Описание и качественная характеристика уровней представлена ниже:

Высокий (7-9 баллов). Высказывания детей данного уровня обладают тематической цельностью и последовательностью. Дефекты произношения отсутствуют или не мешают пониманию речи. При отборе информации и средств общения ими учитываются особенности партнера и условия ситуации. Они любят принимать участие во всех дискуссиях.

Средний (4-6 балла). Высказывания детей данного уровня непоследовательны, что требует уточнений со стороны партнера. Дефекты произношения несколько затрудняют понимание речи. Ребята весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

Низкий (1-3 балла). Коммуникация детей данного уровня возможна только при условии речевой активности со стороны партнера испытуемого. Вхождение в общение также инициируется партнером испытуемого по общению.

Очень низкий. (0 баллов). Отказ от участия в речевой коммуникации или невозможность общения вследствие недостаточной сформированности речевых умений [4].

Далее непосредственно проведена диагностика. Так в ходе констатирующего этапа эмпирического исследования высокий уровень развития коммуникативных навыков не был выявлен ни у одного обучающегося, среднему уровню соответствовали результаты 4 обучающихся с умственной отсталостью; низкий уровень был диагностирован у 6 детей подверженных диагностике; очень низкий уровень продемонстрировали 5 человек.

Таким образом, в ходе проведения эмпирического исследования дети были малоактивны, мало разговорчивы, редко пользовались формами речевого этикета, были невнимательны, тяжело вступали в общение, затруднялись в последовательных изложениях своих мыслей, а также сталкивались с трудностями в восприятии и понимании наглядного материала.

 

Список литературы:
1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 272 с.
2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. / Б.Н. Головин. – М.: Высш. школа, 2018. – 336 с.
3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной.– М.: Академия, 2018. – 160 c.
4. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 2018. – 144 с.