Тренинговая технология активного обучения
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Тренинговая технология активного обучения
Современный процесс обучения трудно представить без методов, которые обеспечивали бы максимальное развитие творческого потенциала учащихся – активных методов обучения. Активные методы обучения – это такая комплексная система разнообразных методов, которая подразумевает развитие и активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения материала [1]. К таким методам обучения обычно относят семинар, тренинг, проблемное обучение, деловые и обучающие игры.
Тренинговые методы составляют группу наиболее психологизированных методов обучения. Эффективность и практическая результативность этой группы методов наиболее высока. Они позволяют одновременно формировать необходимые знания, умения, навыки, формы и программы поведения, корректировать и развивать компоненты деятельности, свойства и характеристики личности участников, воздействовать на групповые процессы и явления.
Согласно общепринятому определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2]. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.
Сфера использования тренинга, как метода обучения достаточно широка. Групповой психологический тренинг используется:
1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;
2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии;
3) для социально-психологической подготовки специалистов в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности [3].
Как мы видим, тренинг имеет широкое применение во многих сферах деятельности и для разнообразных аудиторий. В связи с этим, целью данной работы является – изучить эффективность тренингового метода обучения на примере студенческой группы.
Поскольку тренинг включает в себя большое разнообразие методов, в качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что тренинговое обучение является эффективным способом развития навыков и компетенций у обучающихся.
Основываясь на проведенном теоретическом анализе имеющейся литературы по данной проблеме, эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими факторами:
• в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера (преподавателя) гораздо проще усвоить необходимый материал;
• студенты получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;
• тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству, а также освоение новых навыков и отработка их на практике.
В данной статье рассмотрим эффективность использования тренинга, как обучающего метода на примере образовательного пространства «УниверситетПЛЮС» Белорусского государственного университета, которое было создано как масштабная образовательная интерактивная платформа, в рамках которой происходит формирование надпрофессиональных компетенций и softskills (гибких навыков) за рамками учебного процесса университета. «УниверситетПлюс» включает в себя образовательные мероприятия (открытые лекции, семинары, тренинги, школы лидера, онлайн-встречи), проектную деятельность (конкурс «Лучший молодежный проект БГУ» и др.), общеуниверситетские конкурсы и волонтерство.
В рамках программы обучения был проведен тренинг на тему «Целеполагание в проектной деятельности» (Автор и ведущий – Круглова Н. В.). В тренинге приняло участие 14 человек, занимающих должность руководителя или заместителя руководителя проекта. Все участники являются студентами БГУ 1-4 года обучения в возрасте от 18 до 21 года. Структура тренинга, как и любого образовательного мероприятия, включает следующие составляющие: средства, формы, методы, технологии и принципы.
Средства, использованные на тренинге: раздаточный материал с методикой постановки целей SMART, канцелярские принадлежности для работы участников.
Форма обучения – групповой тренинг, командная работа, групповые обсуждения.
Методы, которые были применены: «Дерево целей» и «Дерево проблем», мозговой штурм, ролевая игра.
Были использованы следующие технологии обучения: проблемно-ориентированные, эвристические и прикладные.
Тренинг был построен на принципах объективности, научности, комплексности, связи теории с практикой и активного участия обучаемых.
Тренинг длился 3 часа, с учетом вводной части, где обсуждалось соглашение и принятие правил поведения на время тренинга, а также заключительной части с подведением итогов, сбор бланков обратной связи и рефлексией участников.
При анализе бланков обратной связи, мы можем видеть, что в целом цели и ожидания каждого участника были удовлетворены. Средний балл уровня достижения цели составил 8.5, где 10 это наивысший балл, а 1 – наименьший. При этом, участник, поставивший цель «найти изъяны в моих целях и путь их достижения и/или обнаружить, что их нет» – считает, что он смог удовлетворить эту цель на 4, в то время как остальные баллы достаточно высоки (7 и выше). Наивысший балл в отметку 10 получили цели, связанные с пониманием и продвижением своего проекта, получением новых знаний, навыков и компетенций. Стоит заметить, что двое участников в целях указали приобретение новых знакомств и полезных контактов.
По субъективным оценкам участников, работу тренера в среднем оценили на 9.1; информативность занятия составила 8.9; новизна полученного материала была оценена в 8.3 балла; а полезность обучения в целом составила 8.6.
В ходе тренинга участникам предлагалось оценить их эмоциональное состояние до начала тренинга и после. При анализе анкет, 13 участников из 14 отметили, что их настроение изменилось. Причем, у 12 участников оно изменилось от отрицательно окрашенных эмоций или нейтрального состояния в сторону положительных эмоциональных состояний. Например, нейтральное настроение сменилось на веселое, ожидание – радостью от полученного материала, неясность и низкая мотивация трансформировалась в осознание плана действий. Один участник не отметил изменений в своем настроении (нейтральное-нейтральное), и один участник обозначил в начале свое настроение как отличное, а в конце тренинга – хорошее.
Как самые полезные элементы тренинга участники отметили следующие: выявление проблем в реализации проекта, разбор на практике, этапы обоснования цели проекта, доходчивое объяснение, навык построения четких схем, обучение умению составлять план, получение мотивации, методику «Дерево целей», групповую работу, обсуждение и анализ типичных проблем для «молодых» проектов.
В качестве пожеланий 4 участника отметили, что хотели бы добавить перерыв и кофе-паузу, 2 участника предложили немного модифицировать некоторые методики. Так, в процессе мозгового штурма и составления плана действий, была частично применена методика «6 шляп мышления», но она была представлена лишь одной «черной» шляпой, когда участник должен был играть роль «пессимиста» и говорить участникам, что их план не сработает, тем самым активизируя мозговую деятельность членов команды на поиск новых решений. В качестве дополнений, было предложено использовать все 6 шляп и проработать проект по каждой из них.
Также поступило предложение, прорабатывать не только 2-3 проекта за весь тренинг, а дать возможность каждому работать над своим. Это замечание не совсем соответствует формату организации тренинговой работы, т. к. в процессе обучения натренинге дается только методика работы, которая отрабатывается на нескольких примерах. А потом в дальнейшем, освоив данную методику на практике, каждый участник будет знать, как её применить и сможет воспользоваться ей при работе над своим проектом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате анализа бланков обратной связи, мы видим высокие баллы в шкалах достижения своей собственной цели участниками. Также участники высоко оценили работу тренера, информативность, новизну и полезность. Субъективные оценки участников по этим шкалам не опустились ниже 8.3, что указывает на то, что тренинг показал себя как эффективный метод обучения. Здесь приведем формулу, по которой рассчитывается эффективность: эффективность = результат / цель = 80%. Отсюда следует, что тренинг является эффективным методом обучения в рамках программы «УниверситетПЛЮС».