ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION
Vladislava Yarmonova
Student, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Artem Sharuda
Student, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Elena Khristoforova
Scientific director, Senior Lecturer, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Аннотация. В статье предлагается общий анализ образовательных технологий в контексте основных проблем развития социокультурных аспектов адаптации. Приводится характеристика развития образовательных технологий социально-культурной адаптации в странах Центральной Азии и России. Особое внимание уделяется процессу социально-культурной адаптации, который разрабатывается на протяжении многих лет психологами для разных групп лиц, нуждающихся в данном виде помощи.
Abstract. The article offers a general analysis of educational technologies in the context of the main problems of development of socio-cultural aspects of adaptation. Characteristics of the development of educational technologies of socio-cultural adaptation in the countries of Central Asia and Russia are given. Particular attention is paid to the process of socio-cultural adaptation, which has been developed over the years by psychologists for different groups of people in need of this type of assistance.
Ключевые слова: образовательные технологии, информативные и технологические составляющие обучающего процесса, диагностика-технологическая деятельность, социально-культурная адаптация.
Keywords: educational technologies, informative and technological components of the learning process, diagnostics-technological activity, socio-cultural adaptation.
Образовательные технологии – новый термин, с которым познакомился мир сравнительно недавно – в 90-х гг. XX в. Под этим чаще всего подразумевается процесс, в рамках которого осуществляется внедрение новых методов и методик преподавания с привлечением современного оборудования и использования интернет-технологий, а также различных мессенджеров, виртуальных помощников и образовательных платформ.
Данный термин становится общепринятым и общеупотребительным, а также подразумевает направленность на развитие самостоятельности и, что не менее важно, является по сей день важной задачей перед обществом у учителя.
Наиболее значимым итогом внедрения образовательных технологий является развитие навыков аналитического мышления у ученика.
Всё это уже давно стало неотъемлемой частью повседневной жизни каждого жителя стран Центральной Азии, России, а также других развитых стран, так как направленно на удовлетворение не только государственного, но и общественного запроса в современных реалиях, что не только положительно влияет на развитие социума, но и имеет позитивные тенденции с расчётом на уже ближайшее будущее.
Всё это свидетельствует не только об изменении информативной и технологической составляющей образовательного процесса, но и об усовершенствовании методов и методик преподавания как в рамках одного предмета, так и в рамках целых отраслей, что не только является важным маркером развитого общества, но и позволяет проследить, как прогресс медленно, но верно, встраивается в традиционные основы обучения, заложенные задолго до распространения новых концепций, смен идеологий и режимов [1].
Сейчас же образовательные технологии играют роль в повседневной жизни не только для помощи в социализации для молодых людей, детей и подростков, но также и в процессе развития глобализации, продвижении массовой культуры, помощи в адаптации для людей, далёких от норм, обычаев и культурных установок того или иного региона.
Образовательные технологии в своём перманентном состоянии воспринимаются чаще всего как совокупность нескольких форм и форматов преподавания, в число которых, в первую очередь, включают:
- Развивающее обучение.
- Развитие критического мышления.
- Проблемное обучение.
- Исследовательскую и проектную работу.
- диагностика-технологичную деятельность.
- Личностная ориентированность.
Развивающее обучение в контексте данного вопроса можно охарактеризовать как непрерывное образование, направленное на развитие обучающегося во всех сферах жизни деятельности – от нравственной, духовной и учебной, до физической. Развитие критического мышления, как система разбора и сублимации происходящего вокруг. Проблемное обучение в образовательных технологиях включает в себя совокупность методов, которые базируются на приобщении обучающегося к объективным противоречиям научного сообщества, а также вариантах их рассмотрения, способов решения и преобразования, разработка возможных сценариев и прогнозирование [2].
Исследовательские и проектные работы в рамках образовательных технологий на данном этапе их внедрения активно продвигаются и распространяются не только в высших учебных заведениях, но и среди учащихся среднего и даже младшего звена, так как данная методика развивает у обучающегося, в первую очередь, осознание того, что всё, что он делает, чему учится, имеет тесную связь с реальностью, с тем материальным миром, в котором он живёт.
Диагностика-технологическая деятельность даёт основу во всех областях знания, которые позволяют определить возможности форм и критериев развития технических состояний объектов.
Личностная ориентированность в современном мире представлена в разных формах и зависит не только от возраста, пола, региона проживания, но также и отличается подачей, имеет множество видов, успешно реализуется не только в офлайн, но и в онлайн формате, что стало особенно чётко заметно с переход обучения на дистанционный формат, однако, даже в такой сложный момент благодаря образовательным технологиям, можно было легко перевести формат последовательного и направленного образования в интернет и продолжать работу через мессенджеры и образовательные платформы, обеспечивая поддержку и высокий уровень направленного обучения по уникальной программе с учётом особенностей обучающегося, его сил, возможностей, умений и поставленных целей [3].
Важной темой для любого государства, в рамках проведения демократической и гуманистической политики, есть и остаётся процесс социально-культурной адаптации, который разрабатывается на протяжении многих лет психологами для разных групп лиц, нуждающихся в данном виде помощи. Такие программы в своём большинстве, имеющие однозначный уклон в сторону данного феномена, получивший своё распространение вместе с политикой гуманизма, не имеют аналогов в повседневной жизни, хоть и являются частью общественных взаимоотношений.
В повседневном мире часто можно наблюдать, что грамотно встроенные механизмы общественно-культурной адаптации введены искусственно и их функционирование не имеет чётко выстроенный системы поддержки изнутри, а основу составляют установки и корректировка извне. Многие социальные группы и различные институты имеют цель создать в современном, развивающемся обществе доступную среду для каждого человека, не зависимо от того, является ли он гражданином страны или нет, исповедует какую-либо из религий или придерживается атеистических или агностических взглядов, имеет особенности возрастного развития или приобретённые травмы. Именно такие движения активно поддерживает государство. Помощь также часто оказывают и другие организации – благотворительные фонды, ресурсы, а также активы, как государственные, так и частные (добровольные).
Важным элементом в системе установления и закрепления навыков социально-культурной адаптации является практика внедрения её основ в школе, ведь адаптироваться в новом коллективе детям гораздо сложнее, вне зависимости от их особенностей. Такое поведение вызвано активным изменением их сознания на разных этапах развития – некоторые встречаются с непониманием сверстников, другие с неприятием себя.
В школьные годы, как отмечают многие психологические практики, ребёнок в процессе взросления проходит несколько кризисных состояний и часто большую значимость в том, как ученик сможет справится с данным состоянием зависит от того, насколько готов сам учитель, насколько он сам понимает, как высока и важна его роль в воспитании не только в рамках обязательной школьной программы, обязательных тестирований и классных часов, но и отношениях к своей работе, к детям [6].
При социально-культурной адаптации детей разных возрастов стоит опираться на перечень задач, которые стоят перед педагогом. А именно:
- Оптимизирование учебной нагрузки.
- Улучшение условий для развития ребёнка.
- Формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников.
- Развитие у детей и подростков социокультурной идентичности, а также личностных качеств.
Подводя итоги исследования, можно отметить важность образовательных технологий социально-культурной адаптации в реалиях сегодняшнего дня.