К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ СТЕРТУЮ ДИЗАРТРИЮ
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ СТЕРТУЮ ДИЗАРТРИЮ
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка. В настоящее время увеличивается количество детей с дефектами как устной, так и письменной речи. Стертая дизартрия является одним из распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при котором основными симптомами являются нарушения звукопроизношения и компонентов просодической стороны речи. Просодика интонационно окрашивает устную речь и способствует вербальной коммуникации. В связи с этим, просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи к которым относятся тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция [1].
В свою очередь, нарушение просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ведет к неэффективности взаимодействия со сверстниками. Стертую дизартрию в своих работах изучали Е.Ф. Архипова, Г.Г. Гутцман, И.И. Данченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, О.А. Токарева и др. Так, по мнению Н.П. Мещеряковой речь детей со стертой дизартрией монотонна, маловыразительна, низкий тембр, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный [2]. Данное мнение разделяет Р.И. Лалаева, которая описывает нарушения просодики таких детей, обусловленные умственной отсталостью. Она отмечает, что речь детей монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Темп речи детей может быть замедленным или ускоренным, что определяется преобладанием процессов возбуждения или торможения [3, с. 15]. Кроме этого, интонационная окраска речи, модуляции голоса детей со стертой дизартрией снижены, ослаблено речевое дыхание. У части детей речевой выдох очень короткий, поэтому они говорят на вдохе и речь является смазанной.
В связи с вышеописанными симптомами, дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи, поэтому тема и проблема нашего исследования является актуальной. В литературе достаточно подробно описаны особенности темпо-ритмической организации речи детей со стертой дизартрией (Р.Е. Левина, Т.С. Когновицкая, И.А. Поварова, М.Е. Хватцев, и др.). Но, изучая данные качества речи, исследователи большее внимание уделяют таким компонентам просодики, как мелодика и ударение. Анализ литературных источников показал, что недостаточно описаны методы и способы работы по формированию просодической стороны речи детей со стертой дизартрией в процессе коррекционно-педагогической работы. Поэтому целью исследования является выявление наиболее эффективных методов формирования просодики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: процесс формирования просодики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования: методы формирования просодики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования просодики у детей со стертой дизартрией.
- Выявить уровень сформированности просодики у детей со стертой дизартрией.
- Определить и разработать систему методов по формированию просодики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
- Экспериментально проверить эффективность системы работы по формированию просодической стороны речи.
В начале экспериментального исследования был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в констатации исходного уровня сформированности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией при помощи методов анкетирования, анализа документации, тестирования, количественного и качественного анализа полученных результатов. Объем экспериментальной выборки составил 20 детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие десять детей экспериментальной группы, имеющие стертую дизартрию и десять — контрольной, с нормальным речевым развитием. Для обследования просодической стороны речи у детей, имеющих стертую дизартрию, нами использовались методики В.М. Акименко, Е.Ф. Архиповой [1]. Диагностические задания были направлены обследование восприятия и воспроизведения ритма, модуляций голоса по силе и высоте.
В результате анализа данных констатирующего этапа эксперимента было установлено, что у детей, имеющих стертую дизартрию, особую трудность вызывают задания, направленные на восприятие, воспроизведение речи страдает в меньшей степени. Кроме этого, речь детей экспериментальной группы невыразительна, малоинтонирована, смазана, голос тихий, глухой. Дети данной группы лучше справлялись с простыми задачами, а с усложнением заданий уровень выполнения заданий снижался, требовалась активная помощь взрослого. В свою очередь, дети контрольной группы не испытывали таких трудностей и большинство заданий выполнили самостоятельно. У всех детей экспериментальной группы (100 %) возникли затруднения с заданием, где требовалось прослушать и записать символами ритм. Мы предполагаем, что дети, имеющие стертую дизартрию, не могут самостоятельно перевести слуховые сигналы в визуальные образы. Обследование модуляций голоса по силе и высоте проводилось с опорой на наглядность, потому что речевая инструкция оказалась неэффективной. Так, при обследовании модуляций голоса по силе большинство детей экспериментальной группы (70 %) показали, что восприятие и воспроизведение отдельных звуков у них нарушено, а звукоподражания они воспринимали лучше. Это можно объяснить тем, что звукоподражания просты по структуре и дети воспринимали их в игровой ситуации, а игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности. Также особые трудности вызвали задания, которые заключались в смене высоты и силы голоса на одном выдохе. Только некоторые дети экспериментальной группы (30 %) смогли справиться с заданием при активной помощи взрослого и с опорой на наглядность. Критерии оценки сформированности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией нашли отражение в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии и характеристика уровней сформированности просодической стороны речи у детей, имеющих стертую дизартрию
Уровень сформированности |
Характеристика |
Критерий оценки |
Высокий уровень |
Задание выполняется правильно и самостоятельно. |
4 балла |
Средний уровень |
Задание выполняется в замедленном темпе или с ошибками, которые исправляются самостоятельно. |
2—3 балла |
Низкий уровень |
Для выполнения задания требуется активная помощь взрослого или задание не выполняется вообще. |
0—1 балл |
С учетом данных критериев участники эксперимента были распределены на группы детей, имеющие разный уровень сформированности просодической стороны речи. Полученные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования сформированности просодической стороны речи у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Количество детей (чел.) |
% |
Количество детей (чел.) |
% |
|
Высокий |
0 |
0 |
4 |
40 |
Средний |
7 |
70 |
5 |
50 |
Низкий |
3 |
30 |
1 |
10 |
Из анализа данных таблицы 2 следует, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладает средний уровень сформированности просодической стороны речи, который характеризуется замедленным темпом выполнения заданий, ошибками, которые ребенок сам исправляет, но замечает после указаний и уточняющих вопросов экспериментатора. Кроме этого, в экспериментальной группе не выявлен высокий уровень, что свидетельствует о необходимости систематического проведения коррекционной работы по формированию просодической стороны речи.
Для нас представляется возможным успешная реализация коррекционной работы с учетом подбора логоритмических, игровых упражнений и систематизации речевого материала для формирования просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, что обусловит оптимизацию коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
- Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович. С.В. Леонтьева. Волгоград: Учитель, 2011. — 141 с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда. М.:ВЛАДОС, 2004. — 223 с.