Анализ функционирования социального партнёрства на рынке труда в Краснодарском крае
Конференция: CXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ функционирования социального партнёрства на рынке труда в Краснодарском крае
ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE LABOR MARKET IN THE KRASNODAR TERRITORY
Anna Avanesyan
Student, FSBEI HE Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Социальное партнерство в профессиональном образовании выступает источником возможностей для инновационного развития. В статье рассматривается механизмы взаимодествия рынка труда и системы профессионального образования.
Abstract. Social partnership in professional education is a source of opportunities for innovative development. The article discusses the mechanisms of interaction between the labor market and the system of vocational education.
Ключевые слова: социальное партнерство; профессиональное образование; система; механизмы взаимодействия; инновационное развитие.
Keywords: social partnership; professional education; system; interaction mechanisms; innovative development.
Для социальной защиты трудоустроенного населения, создания лучших условий жизни, недопустимость нарушения трудовых прав работающего населения, в муниципальном образовании город Краснодар проводится работа по развитию системы социального партнерства, одним из важных уровней которой является коллективный договор.
Краснодарский край один из наиболее стабильно и активно развивающихся регионов в Российской Федерации. По уровню социально-экономического развития Краснодарский край занимает место в первой двадцатке среди 83 регионов страны, по объему валового регионального продукта - в десятке [4].
Социально-экономическое развитие края определяется общероссийскими тенденциями и проводимой на федеральном уровне социальной, налоговой, бюджетной и инвестиционной политикой.
В последние годы экономика Краснодарского края выходит на стабильные темпы развития. Центр экономических исследований «РИА-Аналитика» по итогам 2020 года опубликовал рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, который составляется на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития и дает возможность сделать вывод о месте конкретного региона в экономике страны.
Наибольшая доля в структуре ВРП Краснодарского края приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство, транспорт и связь, как видно на рисунке 1.
Рисунок 1. Валовой региональный продукт по видам экономической деятельности в 2016 - 2020 годах
Базу экономического потенциала края составляют транспортный, сельскохозяйственный, топливно-энергетический, курортно-рекреационный комплексы, нефтяная, химическая, пищевая промышленность, машиностроение, деревообработка. Наблюдается положительная динамика развития основных отраслей экономики края за анализируемый период.
Высокий уровень развития и многоотраслевой характер экономики определяют особую устойчивость к непостоянству конъюнктуры и кризисным явлениям, что способствует гарантированному наполнению краевого бюджета посредством деятельности предприятий края.
В то время как нестабильность в экономике оказывает все большее давление на государственные и частные расходы, стоит острая необходимость в увеличении инвестиций в образование, развитии человеческого капитала, применении активных мер содействия занятости населения.
Система профессионального образования должна генерировать новые навыки, чтобы соответствовать требованиям, появляющимся современным рабочим местам и способствовать процессу адаптации и трудоустройства высвободившейся рабочей силы. Развитие человеческого потенциала с раннего детства и получение базового всеобщего образования, повышение уровня школьного образования, имеют решающее значение для получения знаний, которые необходимы для развития базовых компетенций, а также умений и навыков, являющимися предпосылками для последующего развития личности и приобретения профессиональных компетенций [1, с.288].
Необходима постоянная работа по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования рынка труда к квалификационным требованиям, чтобы помочь людям стать участниками рынка труда, содействовать комплементарности требованиям существующих вакансий и ориентировать на развитие необходимых навыков с целью повышения долгосрочной перспективы трудоустройства.
Прогнозирование потребностей регионального рынка труда может являться предпосылкой, чтобы разрабатывать программы эффективности занятости населения, профессионального образования и подготовки кадров, а еще индивидуального выбора и построения карьеры [2, c.234].
Инвестиции в человеческий капитал и усовершенствование рынка труда являются приоритетными областями в стратегии регионального развития, в связи с этим появляется необходимость представить оценку будущих квалификационных потребностей в регионе, дать рекомендации по содействию трудоустройству и составить прогноз потребностей рынка труда Краснодарского края до 2020 года.
Ввиду этого, мы предлагаем пути постепенного повышения потенциала и установления оценки навыков и потребностей рынка труда в рамках стратегии региональной политики кадрового обеспечения развития экономики Краснодарского края, чтобы обеспечить повышение уровня социально- экономического развития региона и занятости населения. Одновременно предлагаем стратегическую основу сотрудничества в области образования и подготовки кадров для участников бизнес-процессов в повышении уровня квалификации населения посредством непрерывного обучения.
Рекомендации по стабилизации ситуации на рынке труда в Краснодарском крае обозначим в рамках четырех направлений:
1. Выявление несоответствий. Органам государственной власти на региональном и местных уровнях, бизнес-сообществам, организациям и предприятиям, образовательным учреждениям и отдельным физическим лицам огромную пользу принесла бы регулярная информация о краткосрочных изменениях на рынке труда, необходимых вакансиях по всему региону, прогнозах потребностей в профессиональных навыках и квалификационных характеристиках [3].
Для содействия профессиональной и географической мобильности в Краснодарском крае, необходимо:
-внедрение Национальной рамки квалификаций Российской Федерации с целью повышения качества и прозрачности информации об уровне требуемой квалификации, для достижения соответствия между соискателем и предложенными вакансиями;
- создание веб-сайта «Рынок труда» с периодичной актуальной информацией о краткосрочных тенденциях регионального рынка труда, возможностях обучения. На сайте будет собираться, анализироваться и распространяться информация о текущих вакансиях и зарегистрированных лицах, ищущих работу через сеть государственных служб занятости, а со временем, из более широкого круга источников, таких как представителей отраслей промышленности, предприятий и кадровых агентств. Обязательное условие в работе веб-сайта «Рынок труда» - организация обратной связи с пользователями.
2. Прогнозирование ожиданий на региональном рынке труда:
- большинство регионов разрабатывают прогнозы о ситуации на рынке труда. Однако эти инициативы существенно различаются по масштабу и методологии. Необходимо создание регулярной, систематической оценки долгосрочного спроса и предложения на региональном рынке труда, с разбивкой на отрасли, профессий, уровни квалификации. Следует публиковать каждый год прогнозы о потребностях рынка труда, а также предупреждения о возможных трудовых дисбалансах;
- развитие методологических подходов, анализ возможностей для повышения квалификации рабочих мест в текущий момент и долгосрочной перспективе, которые будут способствовать разработке новых способов овладения необходимыми компетенциями в рамках развития программ непрерывного образования;
- предприятия должны играть ключевую роль в оценке потребностей квалификационных характеристик работников и должны активно участвовать в этой инициативе.
- поддержка отраслевых предприятий, являющихся провайдерами обучения и найма специалистов для совместной разработки целевых учебных курсов с ведущими вузами региона.
3.Развитие межрегионального сотрудничества. На всех территориях России отражаются глобальные мировые и национальные тенденции в области политики и экономики, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на региональные рынки труда; политический диалог и обмен опытом между регионами может внести вклад в решение проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. В частности, региональное сотрудничество может быть в рамках развития качественных исследований о потребностях рынка труда и выявлении показателей несоответствия; разработки платформ для обмена знаниями в целях содействия занятости населения; совместных исследований и сотрудничества в области прогнозирования и методологии оценки потребностей работодателей; разработки систем профессионального образования и подготовки кадров.
Таким образом, высокий уровень квалификации работников всех сфер и уровней деятельности является необходимым условием для обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста региона при условии обеспечения наибольшего соответствия между навыками и потребностями регионального рынка труда. Формирование профессиональных компетенций для новых вакансий подчеркивает необходимость более эффективного обучения и подготовки кадров, модернизации рынка труда через гибкость и продуманность региональной политики, которая предполагает согласованные действия, направленные на всестороннюю оценку требуемых квалификационных характеристик и потребностей рынка труда, в сотрудничестве с органами исполнительной власти, предприятиями и другими заинтересованными участниками.