Статья:

Анализ функционирования социального партнёрства на рынке труда в Краснодарском крае

Конференция: CXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Аванесян А.С. Анализ функционирования социального партнёрства на рынке труда в Краснодарском крае // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(118). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(118).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ функционирования социального партнёрства на рынке труда в Краснодарском крае

Аванесян Анна Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Сидоренко Елена Николаевна
научный руководитель,

 

ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE LABOR MARKET IN THE KRASNODAR TERRITORY

 

Anna Avanesyan

Student, FSBEI HE Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Социальное партнерство в профессиональном образовании выступает источником возможностей для инновационного развития. В статье рассматривается механизмы взаимодествия рынка труда и системы профессионального образования.

Abstract. Social partnership in professional education is a source of opportunities for innovative development. The article discusses the mechanisms of interaction between the labor market and the system of vocational education.

 

Ключевые слова: социальное партнерство; профессиональное образование; система; механизмы взаимодействия; инновационное развитие.

Keywords: social partnership; professional education; system; interaction mechanisms; innovative development.

 

Для социальной защиты трудоустроенного населения, создания лучших условий жизни, недопустимость нарушения трудовых прав работающего населения, в муниципальном образовании город Краснодар проводится работа по развитию системы социального партнерства, одним из важных уровней которой является коллективный договор.

Краснодарский край один из наиболее стабильно и активно развивающихся регионов в Российской Федерации. По уровню социально-экономического развития Краснодарский край занимает место в первой двадцатке среди 83 регионов страны, по объему валового регионального продукта - в десятке [4].

Социально-экономическое развитие края определяется общероссийскими тенденциями и проводимой на федеральном уровне социальной, налоговой, бюджетной и инвестиционной политикой.

В последние годы экономика Краснодарского края выходит на стабильные темпы развития. Центр экономических исследований «РИА-Аналитика» по итогам 2020 года опубликовал рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, который составляется на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития и дает возможность сделать вывод о месте конкретного региона в экономике страны.

Наибольшая доля в структуре ВРП Краснодарского края приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство, транспорт и связь, как видно на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Валовой региональный продукт по видам экономической деятельности в 2016 - 2020 годах

 

Базу экономического потенциала края составляют транспортный, сельскохозяйственный, топливно-энергетический, курортно-рекреационный комплексы, нефтяная, химическая, пищевая промышленность, машиностроение, деревообработка. Наблюдается положительная динамика развития основных отраслей экономики края за анализируемый период.

Высокий уровень развития и многоотраслевой характер экономики определяют особую устойчивость к непостоянству конъюнктуры и кризисным явлениям, что способствует гарантированному наполнению краевого бюджета посредством деятельности предприятий края.

В то время как нестабильность в экономике оказывает все большее давление на государственные и частные расходы, стоит острая необходимость в увеличении инвестиций в образование, развитии человеческого капитала, применении активных мер содействия занятости населения.

Система профессионального образования должна генерировать новые навыки, чтобы соответствовать требованиям, появляющимся современным рабочим местам и способствовать процессу адаптации и трудоустройства высвободившейся рабочей силы. Развитие человеческого потенциала с раннего детства и получение базового всеобщего образования, повышение уровня школьного образования, имеют решающее значение для получения знаний, которые необходимы для развития базовых компетенций, а также умений и навыков, являющимися предпосылками для последующего развития личности и приобретения профессиональных компетенций [1, с.288].

Необходима постоянная работа по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования рынка труда к квалификационным требованиям, чтобы помочь людям стать участниками рынка труда, содействовать комплементарности требованиям существующих вакансий и ориентировать на развитие необходимых навыков с целью повышения долгосрочной перспективы трудоустройства.

Прогнозирование потребностей регионального рынка труда может являться предпосылкой, чтобы разрабатывать программы эффективности занятости населения, профессионального образования и подготовки кадров, а еще индивидуального выбора и построения карьеры [2, c.234].

Инвестиции в человеческий капитал и усовершенствование рынка труда являются приоритетными областями в стратегии регионального развития, в связи с этим появляется необходимость представить оценку будущих квалификационных потребностей в регионе, дать рекомендации по содействию трудоустройству и составить прогноз потребностей рынка труда Краснодарского края до 2020 года.

Ввиду этого, мы предлагаем пути постепенного повышения потенциала и установления оценки навыков и потребностей рынка труда в рамках стратегии региональной политики кадрового обеспечения развития экономики Краснодарского края, чтобы обеспечить повышение уровня социально- экономического развития региона и занятости населения. Одновременно предлагаем стратегическую основу сотрудничества в области образования и подготовки кадров для участников бизнес-процессов в повышении уровня квалификации населения посредством непрерывного обучения.

Рекомендации по стабилизации ситуации на рынке труда в Краснодарском крае обозначим в рамках четырех направлений:

1. Выявление несоответствий. Органам государственной власти на региональном и местных уровнях, бизнес-сообществам, организациям и предприятиям, образовательным учреждениям и отдельным физическим лицам огромную пользу принесла бы регулярная информация о краткосрочных изменениях на рынке труда, необходимых вакансиях по всему региону, прогнозах потребностей в профессиональных навыках и квалификационных характеристиках [3].

Для содействия профессиональной и географической мобильности в Краснодарском крае, необходимо:

-внедрение Национальной рамки квалификаций Российской Федерации с целью повышения качества и прозрачности информации об уровне требуемой квалификации, для достижения соответствия между соискателем и предложенными вакансиями;

- создание веб-сайта «Рынок труда» с периодичной актуальной информацией о краткосрочных тенденциях регионального рынка труда, возможностях обучения. На сайте будет собираться, анализироваться и распространяться информация о текущих вакансиях и зарегистрированных лицах, ищущих работу через сеть государственных служб занятости, а со временем, из более широкого круга источников, таких как представителей отраслей промышленности, предприятий и кадровых агентств. Обязательное условие в работе веб-сайта «Рынок труда» - организация обратной связи с пользователями.

2. Прогнозирование ожиданий на региональном рынке труда:

- большинство регионов разрабатывают прогнозы о ситуации на рынке труда. Однако эти инициативы существенно различаются по масштабу и методологии. Необходимо создание регулярной, систематической оценки долгосрочного спроса и предложения на региональном рынке труда, с разбивкой на отрасли, профессий, уровни квалификации. Следует публиковать каждый год прогнозы о потребностях рынка труда, а также предупреждения о возможных трудовых дисбалансах;

- развитие методологических подходов, анализ возможностей для повышения квалификации рабочих мест в текущий момент и долгосрочной перспективе, которые будут способствовать разработке новых способов овладения необходимыми компетенциями в рамках развития программ непрерывного образования;

- предприятия должны играть ключевую роль в оценке потребностей квалификационных характеристик работников и должны активно участвовать в этой инициативе.

- поддержка отраслевых предприятий, являющихся провайдерами обучения и найма специалистов для совместной разработки целевых учебных курсов с ведущими вузами региона.

3.Развитие межрегионального сотрудничества. На всех территориях России отражаются глобальные мировые и национальные тенденции в области политики и экономики, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на региональные рынки труда; политический диалог и обмен опытом между регионами может внести вклад в решение проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. В частности, региональное сотрудничество может быть в рамках развития качественных исследований о потребностях рынка труда и выявлении показателей несоответствия; разработки платформ для обмена знаниями в целях содействия занятости населения; совместных исследований и сотрудничества в области прогнозирования и методологии оценки потребностей работодателей; разработки систем профессионального образования и подготовки кадров.

Таким образом, высокий уровень квалификации работников всех сфер и уровней деятельности является необходимым условием для обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста региона при условии обеспечения наибольшего соответствия между навыками и потребностями регионального рынка труда. Формирование профессиональных компетенций для новых вакансий подчеркивает необходимость более эффективного обучения и подготовки кадров, модернизации рынка труда через гибкость и продуманность региональной политики, которая предполагает согласованные действия, направленные на всестороннюю оценку требуемых квалификационных характеристик и потребностей рынка труда, в сотрудничестве с органами исполнительной власти, предприятиями и другими заинтересованными участниками.

 

Список литературы:
1. Елисеева, И.И. Эконометрика [Текст]: учебник / И.И. Елисеева. - М.: Проспект, 2010. - 288 с. 
2. Жилкин, И.В. Динамика развития рынка труда [Текст]: монография / И.В. Жилкин. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 234 с. 
3. Игнатов, В.Г. Асимметрия социально-экономического развития регионов Российской Федерации и основные направления ее ослабления [Текст] / В.Г. Игнатов // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). - 2009. - Т. 7. - № 2.-е. 
4. Инновационная деятельность Краснодарского края [Электронный ресурс] // Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес»: [web-сайт]. - электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/regions/86/innovatekras.htm. - 01.02.2021.