Современное состояние и динамика развития прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Конференция: CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Современное состояние и динамика развития прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Конституция Российской Федерации гарантирует государственное обеспечение доступа к правосудию всем потерпевшим гражданам [1]. Вопрос реализации этого права наиболее актуален на начальной стадии уголовного производства.
Стадия возбуждения уголовного дела, эффективность производства, законность и обоснованность решений, принятых в этой сфере, решают судьбу лиц, вступающих в уголовно-процессуальные отношения. Деятельность прокуратуры является одной из действенных гарантий защиты прав человека и гражданина на доступ к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела [2].
Это подтверждается статистическими данными, которые указывают на динамику снижения общего количества зарегистрированных преступлений в течение последних пяти лет (таблица 1) [3].
Таблица 1.
Нарушения закона на досудебной стадии уголовного судопроизводства РФ
Показатели
|
Количество, шт./ Динамика, % |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Общее количество зарегистрированных преступлений в отчетном периоде |
4908615/ -17,1 |
5067850/ 3,2 |
5156665/ 1,8 |
5159080/ 0,05 |
5139782/ -0,4 |
Нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении |
3732360/ 3,5 |
3778553/ 1,2 |
3793667/ 0,4 |
3730794/ -1,7 |
3627932/ -2,8 |
Нарушений при производстве следствия и дознания |
Нет данных |
1289297/ - |
1362998/ 5,7 |
1428286/ 4,8 |
1511850/ 5,9 |
Направлено требований об устранении нарушений в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ |
215246/ 16,8 |
242375/ 12,6 |
268048/ 10,6 |
294731/ 10,0 |
316820/ 7,5 |
Отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дел |
2516501/ -0,1 |
2494172/ -0,9 |
2381432/ -4,5 |
2225641/ -6,5 |
2035927/ -8,5 |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности |
145269/ 3,5 |
165640/ 14,0 |
1789928,1/
|
192598/ 7,6 |
207443 /7,7 |
Так, в 2014 г. было зарегистрировано 5 921 866 нарушений закона на досудебной стадии уголовного судопроизводства (рост по сравнению с предыдущим периодом составил 21,8%). Так, в 2015 г. было зарегистрировано 4 908 615 нарушений, что на 17,1 % ниже аналогичного показателя предыдущего года. В 2016-2018 гг. наблюдается некоторое увеличение общего количества зарегистрированных преступлений (2016 г. - 5 067 850 / 3,2 %, 2017 г. – 5 156 665 /1,8 %, в 2018 г. – 5 159 080 / 0,05 %). В 2019 г. видим незначительное снижение исследуемого показателя (5 139 782/ -0,4 %). Однако общая динамика числа зарегистрированных преступлений за 2014-2019 гг. отрицательная (снижение на 782 084 нарушения или на 13,21 %), что указывает на улучшение ситуации.
Согласно статистике, об основных показателях деятельности прокуратуры РФ за 2019 г., было выявлено нарушений закона на досудебной стадии уголовного судопроизводства 5 139 782. Из них 3 627 932 (71% в структуре общего количества нарушений) - при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, что на 2,8 % ниже аналогичного периода 2018 г. и 2015 г.; 1 511 850 (29 % в структуре общего количества нарушений) - при производстве следствия и дознания; 316 820 требований об устранении нарушений законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ было направлено в соответствующие органы – рост за пять лет в 1,5 раза; 2 035 927 отменено прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Состояние и динамика преступности в Волгоградской области следующая: в 2019 г. зарегистрировано 41122 преступления, что на 6,7 % выше уровня 2018 г. и на 2,1 % выше уровня 2016 г. Из них предварительно расследовано 16933 (рост на 3,7% к 2018 г. и на 5,2 % к 2016 г.), не раскрыто 22761 (рост на 6,7% к 2018 г. и на 9,4 % к 2016 г.), что представляет собой 55% от общего числа зарегистрированных преступлений.
Анализ прокурорского надзора к числу решений должностных лиц органов предварительного расследования, затрудняющих доступ граждан к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела позволяет отнести:
1) отказ в приеме сообщения о преступлении;
2) принятие незаконного процессуального решения (отказ в возбуждении уголовного дела);
3) затягивание сроков вынесения итогового решения по результатам проверки сообщения о преступлении (многократность вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) [2].
Защита конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве является приоритетным направлением надзорной деятельности органов прокуратуры.
Как следует из результатов проведенного исследования, при оценке законности решений о возбуждении уголовного дела правозащитная функция органов прокуратуры продолжает иметь особое значение в обеспечении прав и законных интересов личности в уголовном процессе.
Результаты проведенного обобщения показали, что, несмотря на принимаемые прокурорами меры, направленными на обеспечение защиты гарантированных Конституцией РФ прав граждан, по-прежнему в досудебном производстве имеется ряд проблем, требующих эффективного, своевременного и комплексного решения.