Особенности представлений студентов ВУЗа о преподавателе как субъекте затрудненного и незатрудненного общения.
Секция: Психология
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности представлений студентов ВУЗа о преподавателе как субъекте затрудненного и незатрудненного общения.
Аннотация. В данной статье определяется, прежде всего тем, что для успешного осуществления преподавательской деятельности, которая связана с общением и взаимодействием с другими людьми, необходимо уметь гармонично взаимодействовать сними, понимать и поддерживать обучающихся. Современный преподаватель, умеющий осуществлять регуляцию, взаимодействия с учащимися методами незатрудняющим общение с ним, умеющий обеспечить умениями и знаниями своих студентов, представляет большой интерес для современного общества. И поскольку, основным путем передачи знаний является педагогическое общение, актуальным на наш взгляд представляется рассмотрение того как «затрудненное и незатрудненное общение», преподавательской деятельности может повлиять на взаимодействие, преподавателя со студентами.
Особенности представлений студентов ВУЗа о преподавателе как субъекте затрудненного и незатрудненного общения
Для успешного осуществления преподавательской деятельности, которая связана с общением и взаимодействием с другими людьми, необходимо уметь гармонично взаимодействовать с ними, понимать и поддерживать их [2]. Современный преподаватель, способный осуществлять регуляцию взаимодействия с учащимися методами, способствующими взаимопониманию, умеющий передавать знания своим студентом, представляет большой интерес для современной высшей школы [1]. И поскольку, основным путем передачи знаний является педагогическое общение, актуальным, на наш взгляд, представляется рассмотрение того, как различные социально-психологические и невербальные характеристики могут затруднять, или наоборот способствовать продуктивному общению преподавателя со студентами.
Таким образом, целью нашего исследования стало: изучить особенности представлений студентов ВУЗов о преподавателе как субъекте затрудненного и незатрудненного общения. Объектом исследования были студенты в возрасте от 19 до 21 года. В результате были получены следующие данные:
Среди характеристик, затрудняющих взаимодействие с педагогом выделяются такие как: тихая речь; нежелание партнера поддерживать зрительный контакт; отсутствие внешней привлекательности; высокомерное отношение к другим людям; желание больше говорить, чем слушать; концентрация внимания на собственных чувствах и мыслях.
Для определения значимости различий в представлениях о личностном профиле и невербальном поведении преподавателя как субъекта затрудненного и незатрудненного общения нами был использован t-критерий Стьюдента. На основе значимых различий в выбранных характеристиках нами были составлены личностные профили преподавателей как субъектов затрудненного и незатрудненного общения.
Среди личностных характеристиках преподавателя как субъекта затрудненного общения студентами были выделены: покорный, зависимый, доминатный, типичный, подчиненный, наивный, подозрительный, сомневающейся, несчастный, черствый, подлый, неприятный, хамоватый, надменный, бессердечный, агрессивный. К невербальным характеристикам преподавателя как субъекта затрудненного общения студентами были отнесены: взгляд холодный, позы активные, заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт, жесты резкие, интенсивные.
Среди личностных характеристиках преподавателя как субъекта незатрудненного общения студентами были выделены: доверчивый, умный, уверенный в себе, увлеченный, блестящий, современный, умный, современный эмоционально устойчивый, блестящий. Невербальный паттерн преподавателя как субъекта незатрудненного общения включал такие характеристики, как: доброжелательная улыбка, громкая и внятная речь, взгляд и мимика демонстрирующая интерес к собеседнику, умение слушать, вести диалог.
Таким образом, на основе полученных данных, можно говорить о том, что в представлениях студентах наблюдаются четкие параметры преподавателя, общение с которым затруднено, а также четкие критерии, по которым можно определить, что преподаватель открыт и заинтересован во взаимодействии. Результаты исследования имеют прикладной характер, и могут стать основой тренинговых программ для преподавателей, направленных на повышение эффективности их деятельности.