Статья:

Академическая прокрастинация как проблема социальной адаптации молодежи

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Васильев В.А. Академическая прокрастинация как проблема социальной адаптации молодежи // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Академическая прокрастинация как проблема социальной адаптации молодежи

Васильев Владимир Андреевич
студент, куратор образовательных программ онлайн школы Максима Соколова (ИП Соколов М.А.), Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Гурьева Вера Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

 

ACADEMIC PROCRASTINATION AS A PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG PEOPLE

 

Vladimir Vasiliev

Curator of educational programs of the online school Maxim Sokolov (IE Sokolov M.A.), Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

Vera Guryeva

Ph.D. in Psychology, Associate Professor. Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, ussia, Kaluga

 

Аннотация. Социальная адаптация молодежи, это процесс, который требует постоянного мониторинга и изучения, так как современные условия жизни меняются в зависимости от развития технологий, экономической и геополитической ситуаций, а молодым людям требуется максимально быстро и эргономично подстроиться под изменившиеся условия. С ускорением темпа жизни, максимально быстро адаптироваться с актуальным социальным условиям становится все сложнее, в частности, когда, возникает ощущение бессмысленности решаемых задач или цели не определены максимально четко, или не имеют субъективно значимого смысла. В таких ситуациях, молодой человек, студент, может прибегать к актам прокрастинации, как к методу психологической защиты, который позволяет на время избежать неприятных эмоций при решении задач, но в целом снижает качество работы и ведет к накапливанию избыточного стресса, что в свою очередь усложняет процесс адаптации.

AbstractSocial adaptation of young people is a process that requires constant monitoring and study, since modern living conditions change depending on the development of technologies, economic and geopolitical situations, and young people need to adapt maximally quickly and ergonomically to changed conditions. With the acceleration of the theme of life, it was becoming increasingly difficult to adapt as quickly as possible to the current social conditions, in particular, when there was a sense of meaninglessness of the tasks or goals being solved were not defined as clearly as possible, or did not have subjectively significant meaning. In such situations, a young person, a student, may resort to acts of proclamation-nation as a method of psychological protection, which allows for the time being to avoid unpleasant emotions in solving problems, but generally reduces the quality of work and leads to the accumulation of excessive stress, which in turn complicates the adaptation process.

 

Ключевые слова: Прокрастинация, академическая прокрастинация, социальная адаптация.

Keywords: Procrastination, academic procrastination, social adaptation.
 

Проблематикой адаптации личности занимались как зарубежные исследователи, так и отечественные. Из зарубежных исследователей, основоположниками являются: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Мид и др. В нашей стране, в первых рядах исследователей проблемы адаптации были: В. А. Сластенин, А. В. Мудрик, И. С. Кон, А. В. Петровский, Г. М. Андреева и др. Феномен адаптации на данный момент наиболее полно изучен с точки зрения биологии- приспособления организма с изменяющимся условиям окружающей среды. Начиная с 30-х годов ХХ века, стали появляться работы, сочетающие в себе физиологические, социальные и психологические исследования, направленные на изучение феномена адаптации. В ходе исследования научное сообщество пришло к выводу, что слишком узкое понятие адаптации бесперспективно, так как она сочетает в себе множество факторов и распространяется на многие сферы жизни. После этого, к проблематике адаптации стали обращаться философы, экономисты, политологи, и все чаще- психологи. В дальнейшем, при изучении личности, и психологических особенностей явления адаптации, стало расширяться и проблемное поле исследований, так как стало ясно, что это явление сочетает в себе множество факторов и коррелирует с другими явлениями и процессами. В данной статье мы рассмотрим вопрос социальной адаптации студентов в учебной среде. Практика показывает, что успешно проходить подготовку к будущей профессии могут только люди, обладающие способностью адаптироваться новой среде (не имеется в виду конформизм), поэтому развитие готовности к профессиональной деятельности мы связали с изучением адаптации студентов, которая, на наш взгляд, является, с одной стороны, условием развития такой готовности, а, с другой, – её важным компонентом [5]. Специфической чертой адаптации человека, является ее взаимосвязь с усвоением социальных норм, правил поведения и традиций. Стоит уточнить, что термин «социализация» представляет собой довольно продолжительный по времени процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а понятие «социальная адаптация» подразумевает, что человеку или группе людей предстоит освоить, за определённый, чаще короткий, промежуток времени, определенную социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности. Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от следующих факторов: биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов деятельности. Показатели низкой адаптивности могут выражаться в таких явлениях как: – нарушение взаимоотношений с окружающими; – нарушение протекания процесса учебной деятельности и отношения к ней; – неудовлетворенность своей деятельностью; – неудовлетворенность студенческой жизнью в целом; – готовность уйти из института, сменить факультет, тоска по школе[5]. Все эти явления служат как показателями наличия проблем в адаптации студента в учебной среде, так и могут, и часто служат, одной из причин возникновения академической прокрастинации у студента.

Прокрастинация – это откладывание выполнения задачи на самый последний момент или не доведение ее выполнения до конца. Феномен прокрастинации на сегодняшний день активно изучается в зарубежной психологии, однако отечественных эмпирических исследований пока крайне мало. Вместе с тем, его исследование раскрывает широкие возможности в оптимизации образовательной деятельности, планировании коррекционно-развивающей работы педагога-психолога высшего учебного заведения и реализации саморазвивающей деятельности [6]. Академическая прокрастинация проявляется в постоянном переносе на потом выполнения учебных задач, к примеру, таких как написание диплома, прохождение курсов, чтение статей, требующих анализа с отчетом преподавателю, выполнение проектных, зачетных работ. В результате таких поведенческих актов, студент пребывает в состоянии избыточного стресса, так как нарушается деятельность и создается ситуация аврала. Например, студенты, только поступившие в университет, получают очень много личной свободы. Предполагается, что они должны самостоятельно организовывать свое время для обучения, однако, из-за отсутствия навыка саморегуляции, студенты впадают в прокрастинацию. Вначале они откладывают выполнение домашней работы на день, затем на два. В конечном счете, работа остается незавершенной вплоть до наступления крайних сроков, так что студент должен закончить всё в сильно ограниченных условиях. Вследствие этого страдают не только качество работы и оценка за нее, но и сам студент, ведь как процесс прокрастинации, так и работа над заданиями в условиях сжатых сроков сопровождаются сильным внутренним напряжением, повышением тревожности, гневом, депрессией. Снижается общая академическая успеваемость, может дойти даже до отчисления. Академическая прокрастинация также является серьезной проблемой не только для обучающихся, но и для всей академической среды. Последствия откладывающего поведения вынуждены испытывать на себе преподаватели, работающие со студентами-прокрастинаторами ежедневно. Большинство авторов выделяют следующие причины академической прокрастинации:

  1. Выполнение заданий, навязанное извне;
  2. Большие сроки, данные для завершения работы;
  3. Предполагаемое большое количество времени, которое придется уделить работе;
  4. Скучные, неприятные или сложные задания;
  5. Высокая общая занятость (включающая другие задания и дела);
  6. Новизна задачи;
  7. Трудности в принятии решений или начала своей активности;
  8. Отсроченность получения награды за свои труды;
  9. Любые письменные задания (так как требуют анализа и систематизации информации, а затем могут быть подвергнуты проверке другим лицом)

В качестве еще одной причины появления академической прокрастинации можно рассмотреть влияние смысловых установок, описанных Д. А. Леонтьевым в рамках теории психологии смысла.

В частности, большое значение могут иметь:

  1. Преградное влияние- когда человек испытывает чувство необходимости в отказе от какой- либо деятельности по внутренними причинам.
  2. Отклоняющее- когда человек испытывает нежелание выполнять какую-либо деятельность, но выполняет ее через силу.
  3. Дезорганизующее влияние- когда человек испытывает состояние фрустрации при невозможности исполнения субъективно значимого мотива деятельности. [4].

А. В. Микляева, Д. С. Реброва, А. С. Савинская подчеркивают значимость академической прокрастинации, говоря о том, что она «традиционно считается самой распространенной формой прокрастинации». На основе проведенных исследований в литературе приводятся разные данные о распространенности прокрастинации среди студентов, но в целом процентное соотношение колеблется в диапазоне 60–95%. Кроме того, гендерные исследования в отношении прокрастинации показали, что прокрастинация среди студентов мужского пола является более распространенной. Исследование, приведенное R. Badri Gargari, H. Sabouri и F. Norzad, оценило распространенность серьезной и хронической прокрастинации в 20–30 % среди студентов университета. Академическая прокрастинация может проявляться по-разному в сфере решения академических задач. Это могут быть: простая задержка выполнения семинарских и практических занятий, позднее обращение за консультацией к преподавателю, медлительность в написании курсовой или дипломной работы, откладывание на крайний срок подготовки к экзамену и т. д. Также стоит отметить, что академическая прокрастинация чаще всего является всепоглощающим желанием студента отложить на потом учебное задание, и сопровождается при этом чувством тревоги и нарастающим стрессом. Наиболее часто встречаемый и знакомый пример акта академической прокрастинации- откладывание выполнения учебных задач на ночь, сопровождающееся при этом спешкой, чувством тревоги, разрежения или вины[4].

Влияние прокрастинации на учебную деятельности может отражаться в следующих проявлениях:

  1. Прокрастинаторы считают себя недостаточно готовыми для выполнения задачи и поэтому избегают ее выполнения, пока у них не будет достаточно времени;
  2. Они не вкладывают достаточно времени и усилий, необходимых для хорошей работы, из-за недооценки времени;
  3. Прокрастинаторы сталкиваются с непредвиденными препятствиями, возникающими ближе к наступлению крайних сроков[4].

Также экспериментально доказано, что в периоды, когда студент прибегает к академической прокрастинации, то у него возрастает внутреннее напряжение, или как его можно определить, академический стресс. M. Ashraf, J. A. Malik и S. Musharraf считают, что подобное напряжение может возникать из-за предвосхищения студентом возможной ситуации разочарования. Повышение тревожности и стресса не единственные сопутствующие явления для прокрастинации, она так же способствует появлению таких негативных переживаний как страх, чувство вины, стыд, депрессия, гнев, субъективное ощущение внутреннего дискомфорта. Стоит отметить, что прокрастинаторы могут не сдерживать эти негативные чувства а открыто заявлять о них, при этом не предпринимая никаких попыток исправить сложившуюся ситуацию.[1].

Причины академической прокрастинации также лежат в особенностях темперамента, смысловых установках личности, в условиях самого учебного процесса и др. Так S. Zacks и M. Hen разделяют причины академической прокрастинации на 2 группы:

  1. внутренние (аффективные, психические и физические состояния; поведение; личность; личные убеждения; компетентность; предыдущий опыт обучения; воспринимаемые характеристики задачи)
  2. внешние (индивидуальные условия труда; характеристики лектора; институциональные условия).

М. Н. Махмудов, А. А. Щевьёв и Е. А. Лопатин выделяют три группы причин:

1. Первая группа включает в себя: субъективные представления о собственной личности, представления о своем физиологическом состоянии (усталость), представления о состоянии психики (проблемы в личной жизни), особенности темперамента (сложность включения в работу), особенности характера (вера в свои силы, отношение к задаче и ее результату).

2. Вторая группа включает в себя: представления о характеристике самой задачи (скучная или интересная, трудная или легкая). Например, если задача оценивается студентом как монотонная, то ее выполнение откладывается.

3.Третья группа включает в себя представления студента об условиях, в которых выполняется задача. Это может быть отсутствие необходимых средств (материальных, технических, информационных), отсутствие времени, неблагоприятная рабочая среда (душное помещение, отвлекающий шум), а также «наличие возможности временно отложить выполнение дела, заняться чем-то более важным или переложить работу на другого». Причину прокрастинации исследователи связывают и со «сбоями» в саморегуляции, о чем говорилось ранее, а также с отсутствием субъективной значимости цели академической деятельности[4].

Академическая прокрастинация, как деятельность, связанная с выполнением учебных работы, связана и с наличием временных рамок. Часто эти временные рамки становятся более ужесточенными, если студент откладывает академическую деятельность (выполнение учебных задач) на довольно большое количество времени. Из-за такого распределения времени студент не может заниматься актуальными задачами, более важными, чем академические. Студент может не ощущать субъективной значимости в выполнении учебных задач, из-за того, что для него награда, которую он, вероятно, должен получить за выполнение учебных задании, размыта или не определена конкретно, либо награда слишком сильно отсрочена во времени или совсем не имеет четких сроков. Вследствие отсутствия у учебной деятельности смысловой значимости, студент наделяет значимостью другую деятельность, что запускает дезорганизующее влияние смысловой установки и способствует появлению прокрастинации. Это утверждение подтверждают слова А. В. Микляевой, Д. С. Ребровой и А. С. Савинской о том, что причиной академической прокрастинации является «отсутствие субъективной значимости целей учебной деятельности» [3].

Стоит отметить, что академическая прокрастинация оказывает большее влияние на учебную деятельность студента, если он больше ориентирован на одобрение со стороны сверстников, меньше самоутверждаются в глазах родителей, в большей степени отсутствует интерес к учебной деятельности и ниже успеваемость. Предикторами прокрастинации можно предполагать ориентацию на гедонистические установки, низкий уровень контроля за выполнением социальных действий и др. [2] Подводя итог, можно сказать, что такое явление как «академическая прокрастинация» является актуальной проблемой, встречающейся при социальной адаптации студентов, имеет множество детерминирующих факторов, и по-разному проявляется в учебной деятельности. Академическая прокрастинация как механизм психологической защиты, за счет постоянного переноса выполнения учебных задач, спасает студента от дискомфорта, который может быть вызван субъективно неприятной или неинтересной работой, однако провоцирует возникновение ощущения чувства вины, раздражения и тревоги, возникновение «академического стресса», снижение успеваемости и усложняет процесс адаптации в новой учебной среде. Стоит отметить, что возникновение академической прокрастинации связано не только с объективными особенностями учебного процесса- отсутствие необходимо информации, малоконкретизированные задачи и др., но и с субъективной оценкой учебной деятельности самим студентом- если студент при выполнении учебных задач не видит положительных подкреплений для себя, или считает что учебная деятельность мало важна, то прибегает к актам прокрастинации, что влечет за собой описанные выше последствия.

 

Список литературы:
1. Ивутина Е. П., Шуракова Е. С. Академическая прокрастинация как про-явление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4–1. стр. 146–151.
2. Колесниченко М.Б., and Паршакова О.Ю.. "Социологический подход к студенческой прокрастинации" Вестник Пермского национального исследо-вательского политехнического университета. Социально-экономические науки, №. 2, 2018, стр. 17-26.
3. Микляева А. В., Реброва Д. С., Савинская А. С. Академическая прокра-стинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 19. стр. 59–66.
4. Попова Д.И.. "Влияние смысловой установки как причина академиче-ской прокрастинации студентов высших учебных заведений" Северо-Кавказский психологический вестник, из. 18, №. 1, 2020, стр. 5-19.
5. Роменский, Д. С. (2013). "Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе. Концепт", (6 (22)), стр. 51-55.
6. Тронь Т.М. (2017). Взаимосвязь параметров академической прокрасти-нации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учеб-ной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов. Междуна-родный научно-исследовательский журнал, (11-1 (65)), стр. 88-94.