Декоративные панно в творчестве европейских и русских мастеров
Секция: Искусствоведение
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Декоративные панно в творчестве европейских и русских мастеров
В статье авторы рассматривают панно как вид монументально-декоративной живописи и раскрывают творческие подходы художников европейской и русской школы при создании декоративных панно.
Монументально-декоративная живопись крайне многогранный вид искусства, работающий с самыми различными материалами – мозаика со смальтой, витраж со стеклом, роспись с различными красочными материалами и технологиями. Но монументальная живопись это еще и панно для интерьеров. Спецификой монументального искусства является его органическая связь с архитектурным сооружением с точки зрения содержательного и смыслового значения. Взаимосвязь монументально-декоративной живописи и архитектуры определяет жанровое разнообразие и классификацию монументально-декоративной живописи (экстерьерная, интерьерная, роспись на стене или потолке). Классифицируется монументально-декоративная живопись и по технике исполнения (фреска, темпера, мозаика и т.д.).
Между искусством монументальном и монументально-декоративным принято проводить различие, к последнему относится монументально- декоративная живопись, монументально-декоративная скульптура, монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства участвуют как в создании синтетического монументального образа, так и обладают самостоятельной эстетической составляющей позволяющей украшать, декорировать. Обладают эти виды искусства и определенной художественно-эстетической ценностью выражающейся в лиризме, красоте и т.д.
К монументальной живописи относятся фрески, мозаики, витраж, панно в технике темперной, масляной, акриловой живописи [1].
Особый вид монументально-декоративного искусства – панно, трактуемое как элемент оформления интерьера, стены или потолка, выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью. Традиционно панно выполняется на холсте, хотя в современном искусстве основой панно может быть и дерево и пластик, металл, все зависит от идеи и образа который реализует художник. Классическое панно выполняется на холсте, в определенной живописной технике, и в законченном виде входит в композицию интерьера. Монументально-декоративное панно может быть рельефным, резным, изразцовым, текстильным или выполненным в смешанной технике.
Монументально-декоративному искусству отдали дань многие художника как европейской так и европейской школы.
Ведущим европейским мастером в области оформления интерьеров был художник Густав Климт. Крупнейшей работой мастера в области монументального искусства стало выполнение «Бетховеновского фриза» в смешанной технике на гипсовой панели.
Климта создает фриз, занимавший три стены и состоящий из четырех основных сцен. Они были связаны повторяющимися группами парящих женских фигур, символизирующих неутоленные желания, которые ведут человечество вперед. Сцены вдохновлены Девятой симфонией Бетховена [8].
Серию декоративных панно для особняка С. Морозова создает Морис Денни. Художник остановил свой выбор на истории Психеи. В Осеннем салоне следующего года Дени показал основную часть этого ансамбля, состоящую из пяти панно иллюстрирующие основные эпизоды истории. Позднее серия была дополнена и другими работами.
Дени не ограничивал себя решением собственно декоративных задач, испытывая потребность вернуться к «тому традиционному духовному значению, которое очень трудно открыть после Рафаэля и Лафонтена». Дени хотел бы видеть в Психее олицетворение человеческой души, как то представлялось некогда древним грекам, и избежать чувственных соблазнов сюжета, увлекших не одного поэта и художника. Однако не в претензиях на глубокий духовный смысл будут заключаться достоинства «Истории Психеи», а в решении, пусть еще несколько поверхностном, проблемы декоративного ансамбля, тесно связанного с его архитектурным предназначением [3].
Кер Ксавье Руссель так же обращался к созданию панно для интерьеров. В частности им были созданы приобретенные позднее Морозовым два панно, это «Сельский праздник» и «Мифологический сюжет». Пасторали Русселя – не бесплотный вымысел. Они достаточно реальны и потому могут вместить в себя нотки юмора. Русселевская Аркадия воистину брызжет сочными красками французского Средиземноморья, подвластными только художнику, по-настоящему влюбленному в природу [2].
Пьер Боннар, еще один представитель группы «Наби», обратившийся к монументально-декоративному искусству. Живость и непритязательность сюжетов, «случайность» мгновенно выхваченных композиций, хотя на самом-то деле они всегда обладают «каркасом» и подлинно гармоническим равновесием, подвижность фактуры, когда цветовое пятно живет пульсацией мазков, – все это качества, родившиеся в станковой картине и применимы к станковой картине. Именно Боннару принадлежат лучшие произведения монументально-декоративного искусства, к которым нельзя не отнести и триптих «Средиземное море».
В триптихе отразились впечатления от Сен-Тропеза, где Боннар побывал летом 1909 года. Тогда он написал «Вид Сен-Тропеза», послуживший основой для центральной части триптиха, в котором он опустил отдельные пейзажные детали, больше раскрыв вид на море, и ввел фигуры детей. Средиземноморский свет облагородил декоративную композицию, заказанную Морозовым. В этом смысле триптих – новый шаг в творчестве Боннара по сравнению с предшествующими декоративными опытами, хотя условно-декорационная трактовка деревьев и восходит к ним [2].
Ярким примером монументально-декоративных поисков может служить творческое наследие Анри Матисса. В этих работах ярче всего прослеживаются колористические искания автора. Это такие работы как монументальные панно «Красная комната», «Танец» и «Музыка».
Монументальные композиции с одним господствующим цветом можно сравнивать с такой музыкальной формой, как концерт для солирующего инструмента с оркестром. Матисс очень охотно прибегал к ним, потому, что в них достигалась высшая проверка солирующего цвета.
Наиболее мощным и законченным выражением не только матиссовской, но и всей французской живописи, связанной с фовизмом, явились «Танец» и «Музыка». Оба панно были написаны для щукинского особняка в Москве.
Значение и содержание ансамбля не сводятся к задачам, решаемым декоративной живописью. За кажущейся простотой пластики проступает сложное сплетение мыслей и ассоциаций. Музыка, когда она трактовалась в живописи не в жанрово-бытовом ключе, а символически, нередко воплощала понятие вселенской гармонии. Космическая тема – союз земли и неба – решается у Матисса, преломляясь через тему человека. Два пола – мужской и женский – так же антагонистичны и так же ищут единства, как земля и небо. Взятые по отдельности, «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника. Глубокий смысл они приобретают только вместе – в великом диалектическом противостоянии. «Музыка» настолько же статична, насколько динамичен «Танец». Каждая из фигур в ней настолько же тщательно отделена от других, насколько соединены они в «Танце».
В таком же символическом ключе были написаны Матиссом панно «Разговор», «Семейный портрет» [4].
В русском искусстве панно как элемент декора интерьера приобретают на рубеже XIX–XX веков. Так Константин Коровин оформил русский павильон на всемирной выставке в Париже. Декоративные панно Коровина принесли ему европейскую известность, были частью триумфов русского искусства, одержанных им в начале XX века.
В декоративных панно, написанных для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде и для павильона Средней Азии на Всемирной выставке в Париже 1900 года, создал вполне реалистические жанрово-пейзажные сцены, представив народный быт конкретных местностей. Только отдельные панно, плоскостно-линейные по манере исполнения, могут быть причислены полностью к этому специфическому виду живописи. Декоративную живопись Коровин наполнял образами, почерпнутыми в окружающей действительности, народной жизни. Живопись Коровина, и станковая и театрально-декорационная, имела очень большое влияние на современников [5].
В развитие русского монументального искусства значительный вклад внес Михаил Врубель. Он разрабатывал не только эскизы для фресковых и мозаичных композиций, но и создавал монументальные панно. «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» первые значительные опыты в области монументально-декоративной живописи. Панно были созданы для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки с художественным отделом при ней. Темы выбрал сам художник и размеры панно были значительными по масштабу. Панно «Принцесса Греза» в дальнейшем было переведено в керамическую мозаику, и поныне увенчивает здание «Метрополя» в Москве. Судить о панно можно лишь по сохранившимся эскизам, отражающим разные стадии работы художника над композицией.
Композиция заключена в полукруг и очень ритмична. Ритмический лейтмотив дан рисунком набегающей волны, ее плавно вздымающейся и ниспадающей линии подчинена композиция, проникнутая удивительной музыкальностью. Корабль качают волны, под мерное колыхание льется последняя песнь певца, и лира в его руках также вторит своими очертаниями волне. Волна нарастает, застывает на высшей точке подъема и плавно рушится вниз, разбиваясь воздушными брызгами; движению легкого обратного отлива ритмически соответствует нежная фигура принцессы Грезы. «Микула Селянинович» в противоположность «Принцессе Грезе» по содержанию и художественному решению, панно отличает гиперболизированно-монументальный характер образов [7].
Врубель писал панно для А.В. Морозова, Е.Д. Дункер, для дома К.Д. Арцыбушева и других на самые разные сюжеты: мифологические – триптих «Суд Париса», аллегорические – триптих «Утро», «Полдень», «Вечер», на литературные темы – четыре композиции на тему «Фауста» в готическом кабинете особняка А. В. Морозова. В работе над декоративными панно Врубелю, должно быть, импонировала возможность создать некую идеальную художественную и жизненную среду, внести красоту в повседневность, так же как возможность обратиться к искусству большой формы.
Панно «Венеция» и «Испания» созданные по заказу Е.Д. Дункер трактованы в традициях бытового жанра. Но художника привлекают не бытовые аспекты, а психологическая составляющая, например, в панно «Испания», узкий вертикальный формат создает ощущение тесноты помещения, в котором, кажется, так и не разойтись героям картины, – находка, великолепная по режиссуре. Сцена лаконична, чувства переданы сдержанно, но сильно: драма выражена в намеках, в психологической выразительности лиц и эмоциональном колорите – напряженном звучании цвета, накаленного изнутри и разработанного с большим количеством оттенков. Живопись материальна: чувствуются переливы шелка, тусклое золото браслета, свежесть серебристой зеленой листвы на фоне освещенной солнцем стены. Опыт театрально-декорационной живописи художник широко использовал в станковых и монументально-декоративных произведениях [6].
Декоративные панно всегда представляли интерес, как для европейских, так и русских художников. Созданные ими работы носили как самостоятельный характер, так и имели непосредственную привязку к интерьеру. Источником вдохновения для мастеров служили разнообразные мотивы, литература, музыка, искусство. Каждый мастер находил собственное решение и особенную манеру воплощения задуманного панно.