СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНОЕ СРЕДОТОЧИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Секция: 1. Искусствоведение
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНОЕ СРЕДОТОЧИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В ряду категорий этической культуры важное место занимает сложное явление — совесть. Сущность совести заключается в способность человека, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство [2, с. 204]. Совесть выступает как внутренний регулятор поведения человека, основанный на оценке истины, справедливости, добра и зла.
В статье анализируется содержание феномена совести, осмысляются концептуальные особенности совести в культуре народов и совести в Священном Писании.
Выдающие мыслители различных эпох обращают внимание на феномен совести. Немецкий философ Иммануил Кант утверждал: «Есть две вещь, которые не перестают меня удивлять — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования» [4].
Современные ученые Н.Н. Чебоксаров, В.А. Тишков, С.П. Толстов изучая нравы и традиции различных племен и народов, считают, что не найдено не одно племя, которое бы отвергало понятия добра и зла [5]. Более того, учеными обнаружено, что разные племена, жившие в разные эпохи, ценят добро и негативно относятся к проявлению зла в людях, также в большей степени представители племен сходятся в своих взглядах на добро и зло. Ученым также известно, что подавляющее большинство племен ставят понятие о добре и зле на пьедестал почета, в той же степени как и более развитые народы. Существует утверждение, что совесть — это признак слабости. Но противоположно этому мнению, многие люди считают, что совесть — это признак силы.
Но какие бы дебаты и споры не разворачивались на эту тему, нам никуда не деться от удивительной способности человека самостоятельно осуществлять нравственный контроль. Во все эпохи вокруг понятия «совесть» вращалась, вращается и будет вращаться история как отдельно взятого человека, так и всего человечества.
Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» пишет о душевных муках Раскольникова, который нарушил нравственный закон, существующий в душе человека. Он приходить к переосмыслению внутренних ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил» [3, с. 609]. Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести.
Если человеку знакомо звучание его внутреннего голоса, который может то его упрекнуть за неправильные решения и поступки, то и радует. Это тонкое, заложенное от рождения, чувство называется совестью. Совестью можно назвать духовный инстинкт, который различает добро и зло быстрее нашего ума и делает это быстрее и яснее. Человек, который слушает голос совести, не будет жалеть о содеянных поступках. Потому что, это то, самое правильное решение, которое поможет в преодоление различных ситуаций.
Александр Сергеевич Пушкин образно описал терзания совести в своей маленькой трагедии «Скупой рыцарь»:
Совесть — Когтистый зверь, скребущий сердце;
Совесть — Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это — ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы [6, с. 313].
В дальнейшем старый рыцарь с ужасом вспоминает мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Похожие мучения совести отобразил А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов», влагая в уста многострадального царя следующие слова: «...Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Итак, определений «совести» много, но ближе всего к человеческой душе в настоящее время то, что совесть — это некое внутреннее мерило добра и зла, механизм, который регулирует человеческое поведение. А также совесть — это закон внутри каждого человека, определяющий, что есть добро, а что есть зло.
То, что совесть — это врожденный духовный инстинкт свидетельствует то, как об этом говориться в Библии. Бог при создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт 1:26) [1, с. 1]. В связи с этим совесть называют «голосом Божьим» в человеке, который написан на сердце человека, хотим мы того или нет, но она действует во всех людях, независимо от возраста, расы, и их воспитания.
О действии внутреннего нравственного закона обстоятельно пишет апостол Павел в начальных главах послания к Римлянам. Апостол с укором пишет евреям о том, что они, зная написанный Божий закон, постоянно нарушают его, в то время, как язычники «не имеющие (написанного) закона, по природе законное делают… Они (этим) показывают, что дела закона написаны у них в сердцах, о чем свидетельствуют их мысли совесть, которые то оправдывают, то обвиняют одна другую» (Рим. 2:15). В этом же послании апостол Павел приводит доказательства, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Поэтому, каждый человек, каким бы он ни был, Иудеем или язычником, чувствует радость, мир и удовольствие, когда делает добро, и, наоборот, чувствует печаль, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, язычники, когда делают зло или предаются разврату, их внутреннее чувство, свидетельствует им, что за эти поступки следует Божье воздаяние и гнев (Рим. 1:32). На бушующем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Вследствие этого, как учит апостол Павел, что и у язычников есть шанс спастись, если совесть свидетельствует о них перед Богом за их добродетельную жизнь [1, с. 189].
Совесть хорошо различает добро и зло. Если бы человек не был поврежден грехом, то в письменном законе он бы не нуждался. Совесть сама бы правильно управляла всеми его поступками. Потребность в написанном законе возникла после совершенного греха, когда человек, перестал ясно слышать голос своей совести. В действительности, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мт. 7:12) [1, с. 7].
Порой обвинение совести делаются настолько невыносимыми, что человек считает лучше прекратить свою жизнь. Одним из примеров может быть повествование об Иуде — предателе, который предал Иисуса первосвященникам, после чего повесился (Мт. 27:5).
Схожую мысль отражает писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Иван Дмитрич Червяков, будучи в театре, случайно чихнув, обрызгал лысину впереди сидящего генерала Бризжалова. Червяков извинился, а Бризжалов как-то невнятно ответил. Червяков подумал, что Бризжалов сердится, извинился ещё раз, генерал отмахнулся. Обеспокоенный Червяков явился на приём к генералу и так допёк Бризжалова своими извинениями, что тот сорвался и накричал на Червякова. Будучи мучим угрызением совести, в беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и ...помер».
Специфической чертой религиозного воззрения на совесть выступает её нравоучительный характер. Использование религией этических норм, нравственных оценок и правил позволяет говорить о том, что она дает возможность человеку изменить свое сознание, мировоззрение, очистить совесть от греха. Путь этот заключается в том, чтобы в покаянии исповедать свои грехи перед милосердным Богом с искренним намерением изменит свою жизнь к лучшему. Милостивый Бог простил нас благодаря искупительной жертве Иисуса Христа, которую Он принес на кресте, тем самым дарует покаяние, которое очищает человеческую совесть от всех грехов.
В конечном итоге, источником внутренней радости является совесть. Люди с чистым сердцем улыбчивы, приветливы, спокойны и доброжелательны. Совесть носит индивидуальный характер, т. е. она является продуктом развития человека, основанного на реализации его нравственных потребностей и интересов. Существуют различные аспекты рассмотрения феномена совести, различные способы её проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся однозначных механизмов к её формированию.
Список литературы:
- Библия, книги священного писания Ветхого и нового завета, канонические, объединенные библейские общества. — Москва, 2010. — С. 1217.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика — М.: Гардарики, 2006. — С. 276.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Ленинград: Художественная литература, 1974. — С. 798.
- Кант И. Критика практического разума — [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_pr/01.php.
- Народы России. Энциклопедия / Тишков В.А. (гл. ред.) — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 485 с.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4 — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.