Статья:

СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНОЕ СРЕДОТОЧИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Хорощенко А.А. СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНОЕ СРЕДОТОЧИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 510 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕСТЬ КАК ДУХОВНОЕ СРЕДОТОЧИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Хорощенко Алина Андреевна
студент Института металлургии и материаловедения, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, канд. культурологии, доц. СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк

 

В ряду категорий этической культуры важное место занимает сложное явление — совесть. Сущность совести заключается в способность человека, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство [2, с. 204]. Совесть выступает как внутренний регулятор поведения человека, основанный на оценке истины, справедливости, добра и зла.

В статье анализируется содержание феномена совести, осмысляются концептуальные особенности совести в культуре народов и совести в Священном Писании.

Выдающие мыслители различных эпох обращают внимание на феномен совести. Немецкий философ Иммануил Кант утверждал: «Есть две вещь, которые не перестают меня удивлять — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования» [4].

Современные ученые Н.Н. Чебоксаров, В.А. Тишков, С.П. Толстов изучая нравы и традиции различных племен и народов, считают, что не найдено не одно племя, которое бы отвергало понятия добра и зла [5]. Более того, учеными обнаружено, что разные племена, жившие в разные эпохи, ценят добро и негативно относятся к проявлению зла в людях, также в большей степени представители племен сходятся в своих взглядах на добро и зло. Ученым также известно, что подавляющее большинство племен ставят понятие о добре и зле на пьедестал почета, в той же степени как и более развитые народы. Существует утверждение, что совесть — это признак слабости. Но противоположно этому мнению, многие люди считают, что совесть — это признак силы.

Но какие бы дебаты и споры не разворачивались на эту тему, нам никуда не деться от удивительной способности человека самостоятельно осуществлять нравственный контроль. Во все эпохи вокруг понятия «совесть» вращалась, вращается и будет вращаться история как отдельно взятого человека, так и всего человечества.

Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» пишет о душевных муках Раскольникова, который нарушил нравственный закон, существующий в душе человека. Он приходить к переосмыслению внутренних ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил» [3, с. 609]. Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести.

Если человеку знакомо звучание его внутреннего голоса, который может то его упрекнуть за неправильные решения и поступки, то и радует. Это тонкое, заложенное от рождения, чувство называется совестью. Совестью можно назвать духовный инстинкт, который различает добро и зло быстрее нашего ума и делает это быстрее и яснее. Человек, который слушает голос совести, не будет жалеть о содеянных поступках. Потому что, это то, самое правильное решение, которое поможет в преодоление различных ситуаций.

Александр Сергеевич Пушкин образно описал терзания совести в своей маленькой трагедии «Скупой рыцарь»:

Совесть — Когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть — Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это — ведьма,

От коей меркнут месяц и могилы [6, с. 313].

В дальнейшем старый рыцарь с ужасом вспоминает мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Похожие мучения совести отобразил А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов», влагая в уста многострадального царя следующие слова: «...Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Итак, определений «совести» много, но ближе всего к человеческой душе в настоящее время то, что совесть — это некое внутреннее мерило добра и зла, механизм, который регулирует человеческое поведение. А также совесть — это закон внутри каждого человека, определяющий, что есть добро, а что есть зло.

То, что совесть — это врожденный духовный инстинкт свидетельствует то, как об этом говориться в Библии. Бог при создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт 1:26) [1, с. 1]. В связи с этим совесть называют «голосом Божьим» в человеке, который написан на сердце человека, хотим мы того или нет, но она действует во всех людях, независимо от возраста, расы, и их воспитания.

О действии внутреннего нравственного закона обстоятельно пишет апостол Павел в начальных главах послания к Римлянам. Апостол с укором пишет евреям о том, что они, зная написанный Божий закон, постоянно нарушают его, в то время, как язычники «не имеющие (написанного) закона, по природе законное делают… Они (этим) показывают, что дела закона написаны у них в сердцах, о чем свидетельствуют их мысли совесть, которые то оправдывают, то обвиняют одна другую» (Рим. 2:15). В этом же послании апостол Павел приводит доказательства, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Поэтому, каждый человек, каким бы он ни был, Иудеем или язычником, чувствует радость, мир и удовольствие, когда делает добро, и, наоборот, чувствует печаль, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, язычники, когда делают зло или предаются разврату, их внутреннее чувство, свидетельствует им, что за эти поступки следует Божье воздаяние и гнев (Рим. 1:32). На бушующем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Вследствие этого, как учит апостол Павел, что и у язычников есть шанс спастись, если совесть свидетельствует о них перед Богом за их добродетельную жизнь [1, с. 189].

Совесть хорошо различает добро и зло. Если бы человек не был поврежден грехом, то в письменном законе он бы не нуждался. Совесть сама бы правильно управляла всеми его поступками. Потребность в написанном законе возникла после совершенного греха, когда человек, перестал ясно слышать голос своей совести. В действительности, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мт. 7:12) [1, с. 7].

Порой обвинение совести делаются настолько невыносимыми, что человек считает лучше прекратить свою жизнь. Одним из примеров может быть повествование об Иуде — предателе, который предал Иисуса первосвященникам, после чего повесился (Мт. 27:5).

Схожую мысль отражает писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Иван Дмитрич Червяков, будучи в театре, случайно чихнув, обрызгал лысину впереди сидящего генерала Бризжалова. Червяков извинился, а Бризжалов как-то невнятно ответил. Червяков подумал, что Бризжалов сердится, извинился ещё раз, генерал отмахнулся. Обеспокоенный Червяков явился на приём к генералу и так допёк Бризжалова своими извинениями, что тот сорвался и накричал на Червякова. Будучи мучим угрызением совести, в беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и ...помер».

Специфической чертой религиозного воззрения на совесть выступает её нравоучительный характер. Использование религией этических норм, нравственных оценок и правил позволяет говорить о том, что она дает возможность человеку изменить свое сознание, мировоззрение, очистить совесть от греха. Путь этот заключается в том, чтобы в покаянии исповедать свои грехи перед милосердным Богом с искренним намерением изменит свою жизнь к лучшему. Милостивый Бог простил нас благодаря искупительной жертве Иисуса Христа, которую Он принес на кресте, тем самым дарует покаяние, которое очищает человеческую совесть от всех грехов.

В конечном итоге, источником внутренней радости является совесть. Люди с чистым сердцем улыбчивы, приветливы, спокойны и доброжелательны. Совесть носит индивидуальный характер, т. е. она является продуктом развития человека, основанного на реализации его нравственных потребностей и интересов. Существуют различные аспекты рассмотрения феномена совести, различные способы её проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся однозначных механизмов к её формированию.

 

Список литературы:

  1. Библия, книги священного писания Ветхого и нового завета, канонические, объединенные библейские общества. — Москва, 2010. — С. 1217.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика — М.: Гардарики, 2006. — С. 276.
  3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Ленинград: Художественная литература, 1974. — С. 798.
  4. Кант И. Критика практического разума — [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_pr/01.php.
  5. Народы России. Энциклопедия / Тишков В.А. (гл. ред.) — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 485 с.
  6. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4 — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.