Художественный хронотоп в системе сценических коммуникаций спектакля
Конференция: CXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Художественный хронотоп в системе сценических коммуникаций спектакля
ARTISTIC CHRONOTOPE IN THE SYSTEM OF STAGE COMMUNICATIONS OF THE PERFORMANCE
Elena Isayeva
Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Michurinsk State Agrarian University, Russia, Michurinsk
Alexander Pavlenko
Scientific supervisor, Candidate of Philos.associate Professor of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Michurinsk State Agrarian University, Russia, Michurinsk
Аннотация. В статье производится социально-философский и культурологический анализ системы сценических коммуникаций в процессе спектакля исследуются источники и функциональные особенности художественного хронотопа в архитектонике сценического действия; определяется структура художественного хронотопа спектакля
Abstract. The article provides a socio-philosophical and cultural analysis of the system of stage communications in the course of the performance, examines the sources and functional features of the artistic chronotope in the architectonics of the stage action; determines the structure of the artistic chronotope of the performance
Ключевые слова: хронотоп; театр; действие; коммуникация; паракоммуникация; художественный хронотоп; предлагаемые обстоятельства; средовой подход; виртуальная действительность; конфликт; постановочная концепция.
Keywords: chronotope; theater; action; communication; paracommunication;artistic chronotope; proposed circumstances; environmental approach; virtual reality; conflict; staged concept.
Научная идея взаимосвязи пространства и времени возникла в самом начале XX века в трудах теоретиков естествознания А.Пуанкаре, А.Энштейна, Г.Минковского[1]. Понятие «хронотоп» вводится известным отечественным физиологи и религиозным деятелем А.А.Ухтомским [2]. В систему социально-гуманитарного знания понятие хронотопа ввел М.М.Бахтин[3].
В современной науке различают следующие типы хронотопов: физический, биологический, генетический, социальный, личностный/психологический, художественный. В современной науке наиболее разработанным полагается содержание художественного хронотопа, которое расширяют и детализируют представители научного мира в различных социально-гуманитарных науках (философии искусства, этетике и т.д).
Отдельные продолжатели идей М.М. Бахтина изучают теорию хронотопа применительно к театральному искусству Н.А. Паньков (Витебск, 80-90 гг. XX в.)[4]. Его исследование, по свидетельству Т.В. Короткевич, достаточно подробно описывает не только источники, механизмы и формы хронотопа в классическом театре, но производит достаточно серьезный и профессиональный анализ различных структур хронотопов в классическом и постнеклассическом театре. Это говорит не только об уровне теоретической подготовки Н.А. Панькова, но и о профессиональном знакомстве с практикой в области театрального искусства. Исследователь аргументировано доказывает, структуру топологии спектакля (пространственно-пластическую систему), выводит четыре уровня ее детерминант феномена спектакля: актера, режиссера, зрителя, пространство сцены, пространство действия. Это динамичная система взаимодействия образует гибкую систему топоса спектакля. Указанный топос имеет символическую природу и художественную темпоральность.
Стоит выделить работу Е. Сальниковой, В. Дмитриевского, В. Кротоуса «О многосложности хронотопа театрального спектакля». (2020). Преимущественно, театроведческая работа совершает попытку теоретического обобщения:аргументировано доказывает в структуре хронотопа спектакля различать:а)пьесы (драматургической основы);б)семиотического хронотопа представления (художественного мира спектакля (семиотика постановочного решения);в)пространственно-временных условий ситуации сценического представления[5].С позиции коммуникативной парадигмы хронотоп театрального произведения рассматривает Т.Ю Кобзарева (2019)[6].
Стоит также ответить существующую в отечественной филологии традицию, которая рассматривает особенности хронотопов конкретных драматургов/театральных произведений в контексте парадигматики М.М. Бахтина. Например: а) работы, раскрывающие проблематику хронотопа в произведениях А.П. Чехова (Сухих Н.С. (1987) [7], Жеребцова, 2003) [8]; б) театроведческая статья С.Герасимовой о постановке «Лес» К. Серебреникова[9] (2020) и др. Эти направление работ сущностно подтверждают теоретические тезисы М.М. Бахтина на современном материале.
Изложенное выше позволяет констатировать, что хронотоп в театре – это конструированная реальность виртуальной среды сценического произведения, которая призвана актуализировать единство приемов выразительности представления в обобщенную целостность восприятия зрителем пространства-времени спектакля. Художественный хронотоп является неотъемлемой частью большинства драматических постановок, использующих систему предлагаемых обстоятельств. Она является частью постановочного решения и органично взаимосвязана с актантной моделью спектакля, которая, в свою очередь, проявляется через множество разноприродных элементов постановки (актерского комплекса предлагаемых обстоятельств, темпоритма действия и мизансценических изменений в режиссуре, качества и динамики освещения, образов сценографии, и имеет, преимущественно, холистическую природу. Настоящая работа позволяет детализировать понимание термина «художественный хронотоп» в системе театрального искусства.