Культура речи и коммуникативная компетенция младших школьников
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Культура речи и коммуникативная компетенция младших школьников
В данной статье рассматривается проблема культуры речи младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость развития речевой культуры младших школьников. Отмечается, что содержание учебной работы по развитию культуры речи связано с формированием у учащихся коммуникативной компетенции.
Проблема развития культуры речи младших школьников актуальна, так как становление человека как личности в социуме невозможно без коммуникативного развития. Поэтому современное образование приобретает коммуникативно-речевую направленность. Важность изучения родного языка в начальных классах обусловлена тем, что язык играет ведущую роль в жизни общества и индивида. Ведь именно в начальных классах закладываются основы культуры речи, с помощью различных видов речевой деятельности учащихся. Главная цель языкового образования научить современного школьника грамотно и свободно выражать свои мысли не только письменно, но и устно, призывать к обогащению своей речи.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, разрабатывая теорию речевой деятельности, исходили из того, что детское сознание формируется в результате деятельности, а мышление и речь развиваются в процессе практической деятельности. Впоследствии ученые пришли к выводу, что речевая деятельность также является практической деятельностью. По мнению Л. С. Выготского, речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» [1, 311]. Итак, развивая речь, мы развиваем мышление.
Речь – это форма существования и реализации языка, как вид деятельности человека осуществляется на основе использования средств языка. Язык, являясь средством общения, выполняет его функцию сообщения, эмоционального самовыражения и влияния на других людей. Иными словами, речь является результатом речевой деятельности и представляет собой способ формулирования мыслей и чувств посредством языка. Головин Б.Н. считает, что речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации [2, 13]. Язык, по мнению ученого, – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей [2, 13]. Богатая система языка дает больше возможностей варьировать речевыми структурами. Развитие речевых навыков учащихся позволяет лучше организовать его речь и реализовать коммуникативные качества. Школьникам мало знать правила грамматики, они должны научиться свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи.
Культура речи – совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач. С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка … Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное» [3; 6].
Итак, культура речи – это совокупность и система свойств качеств речи, говорящих о ее совершенстве, и важнейшая часть общей культуры человека. Культуре речи соответствуют критерии, в которых отражаются не только правила грамматики, но и потребность человека в общении.
К основным критериям культуры речи относят:
1. Языковую правильность. Правильность речи является главным критерием в овладении речью. Речь грамотного человека должна соответствовать литературной норме языка.
2. Содержательность. Сущность информации, которую человек хочет донести до собеседника, должна быть раскрыта полностью.
3. Логичность. Речь должна иметь продуманный план для того, чтобы до собеседника информация была понятна, последовательна, непротиворечива.
4. Точность. Говорящий должен уметь подбирать такие слова, синтаксические конструкции, фразеологические единицы, чтобы передать важный замысел высказывания.
5. Уместность. Речь должна быть уместна, для наилучшего контакта между людьми. Необходимо учитывать ситуацию общения и возрастные, образовательные возможности собеседника.
6. Выразительность. Речь человека является выразительной в том случае, если он умело и уместно использует многообразие интонаций, паузы, фразеологические обороты, афоризмы и обладает богатым словарным запасом.
В настоящее время развитию культуры речи школьников уделяется большое внимание. Задачи обучения учащихся родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого индивида. Содержание работы по развитию культуры речи должно быть связано с формированием коммуникативной компетенции школьников. Языковая культура личности обусловлена наличием коммуникативной компетенции.
В современных школьных учебниках по русскому языку осуществляется система коммуникативного обучения родному языку. Цель системы – формирование коммуникативной компетенции школьников. Учащиеся осваивают те знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят свободно и грамотно общаться на русском языке. Совершенствование коммуникативно-речевой деятельности школьников должно проводиться по ряду направлений. В первую очередь необходимо работать над расширением круга интересов учащихся, над их умением наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать возникающие мысли и чувства, так как это – потенциальные предметы речевой деятельности.
В начальной школе развитию у учащихся речевой компетенции уделяется должное внимание. Спектр направлений работы по ее совершенствованию включает в себя не только сообщение школьникам определенных знаний, но и развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление ими положительного речевого опыта. Учитель, осуществляя работу по успешному формированию речевых умений и навыков, должен учитывать ряд следующих условий. Во-первых, необходимо приблизить условия обучения к естественным условиям общения, иными словами организовать для учащихся речевую проблемную ситуацию и научить ориентироваться в ней. Во-вторых, педагог, создав ситуацию, должен побудить интерес учащихся, вызвать потребность высказать свое мнение, привлечь к вербальному общению. Третьим условием улучшения уровня культуры речи является расширение знаний ребенка об окружающей среде, обогащение сознания школьника представлениями и понятиями. Еще одним важным условием формирования речевой культуры является создание благоприятной речевой среды. Богатство речи школьника, ее разнообразие и правильность зависит от того, в какой речевой среде прибывает ребенок, какую речь ребенок слышит и воспроизводит.
Развитие культуры речи учащихся в основном реализуется на уроках русского языка и литературного чтения. В ее содержание входит:
1. Воспитание произносительной речевой культуры учащихся;
2. Усвоение литературных норм и правил выразительного чтения;
3. Лексическая работа, направленная обогащение словарного запаса школьников;
4. Изучение грамматики, направлено на раскрытие законов связи слов и построения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
5. Развитие навыков связной устной и письменной речи.
Таким образом, работа над совершенствованием культуры речи должна проводиться непрерывно. На уроках русского языка она должна сочетаться с изучением определенного программного материала. Содержание и план работы определяется темой урока, осуществляется подбор соответствующих заданий и упражнений.