"Большой Алтай" как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Культурология
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
"Большой Алтай" как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории
Алтай граничит с такими странами, как Казахстан, Монголия и Китай. Эти четыре государства в современной научной литературе получили название «Большой Алтай». Сегодня важно изучение стран «Большого Алтая», так как становится актуальным сотрудничество между этносами, а благодаря знанию истории, культуры, языка и тесному партнерству, государства поднимутся на более высокий уровень развития. Стоит отметить, что в условиях современного развития российского общества возрастает роль образования и науки в рамках межэтнической интеграции, а для Алтая с многообразным этническим составом это явление становится особенно важным. Ведь он вобрал в себя элементы многих культур.
Что же такое «Большой Алтай»? «Большой Алтай» ̶ это проект сотрудничества приграничных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая и международный туристический фестиваль в рамках реализации проекта. Эти этносы объединяют общие границы, экономическое партнерство, история и культурное наследие [4, стр. 42]. Также «Большой Алтай» является трансграничной территорией. Рассмотрим более детально понятие «трансграничность», которое отличается от приграничного сотрудничества. В этих терминах идет речь о территориях, которые связаны с государственной границей. Определяющую роль играет приставка. В первом случае приставка «при-» имеет в виду прилегание к границе, а во втором «транс-» ̶ это пересечение государственной границы в отношении единого территориального, либо природного комплекса. Трансграничные территории имеют устойчивое развитие и обеспечиваются: с экономических позиций ̶ соблюдением принципа взаимной дополняемости; с экологических ̶ общностью территорий и ареалов распространения биоразнообразия; с социальных̶ исходя из ментальности и идентичности проживающих народов на данной территории. Стоит отметить, что трансграничное сотрудничество это не просто согласованные действия, но и создание международных институтов управления, сетей мониторинга, различных фондов [ 1, стр. 20-21].
На базе Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) создан Центр казахского языка и культуры, он является ярким примером взаимодействия народов «Большого Алтая». В центре проходят мероприятия, которые позволяют учащимся, студентам, жителям края знакомиться с культурным наследием Казахстана. Центр оказывает методическую поддержку и консультирование образовательных учреждений и педагогов в сфере культуры казахского народа и казахского языка. В Центре представлено культурное наследие Казахстана. Существует этнографический фонд, богатый выставочными экспонатами – портреты национальных мыслителей, музыкальные инструменты, казахские национальные костюмы, предметы быта, искусства и народного промысла. На данный момент в АлтГПУ создается китайский центр языка и культуры. Он также станет частью «Большого Алтая». Педагогический университет сотрудничает с Китаем: 10 студентов из Китая обучаются русскому языку [3, стр. 32]. В настоящее время в вузах Алтайского края обучаются десятки студентов из Монголии, Китая и Казахстана. Преподаватели вуза обучают русскому языку студентов в названных государствах «Большого Алтая». Также в рамках сотрудничества стран Большого Алтая год назад прошла выставка на тему: «Петроглифы Большого Алтая» известного алтайского ученого, Елены Назаренко. «Петроглифы» - это наскальные изображения, выполненные в технике эстампаж. Эстампаж – это уникальная техника копирования наскальных рисунков, которая проводится с использованием редчайшего материала, такого как микалентная бумага. На выставке было представлено большое количество экспонатов. Данное мероприятие длилось месяц. На нём побывали сотни школьников и студентов. Оно проходило во всех странах «Большого Алтая» [6].
Трансграничная территория Алтая богата культурно – историческим наследием, в которое входит свыше 8000 памятников истории и культуры, 230 из них имеют статус федерального значения [5, стр. 32]. В связи с этим большую известность получил трансграничный проект АлтГПУ и ряда вузов России, Монголии, Китая и Казахстана по теме «Актуализация культурного наследия в странах Азии». В рамках проекта состоялись следующие мероприятия: музеологические школы, полевые исследования и международные конференции. Результатом стала консолидация сил по сохранению историко-культурного наследия в порубежье Большого Алтая. Создается каталог памятников культуры и истории, которые находятся на грани исчезновения [2, стр. 205].
Трансграничная территория Алтая исследовалась и исследуется учеными из разных областей науки: этнографии, биологии, археологии, истории, геологии, культурологии, географии и др. Накоплено большое количество материала, который способствовал бы развитию разных направлений деятельности. Стоит отметить, что на протяжении веков Горный Алтай является «коридором» между степями Монголии, таежной Сибири и Центральной Азии. Его территория была своеобразной ареной для исторических, культурных , лингвистических контактов тюркских и нетюрских этногрупп. Упоминания об Алтае как о древней родине сохранились ещё в легендах монголов и тюрок. Горы и долины Алтая хранят в себе следы пребывания человека в виде наскальных рисунков, скифских курганов, древнетюркских каменных изваяний и рунического письма. Здесь сохранились элементы национальных традиций и культур, важнейшей из которых стала сакрализация природы (главные природные объекты являются сакральными, к примеру, плато Укок или река Катунь), эко-ориентированные принципы природопользования. Они имеют как практическое значение, так и воспитательное. Таким образом, трансграничная область Алтая имеет значимые ресурсы - природные, геолого-геоморфологические, рекреационные, имеющие большую роль в социально-экономическом развитии территории [5, стр. 16, 32].
Рассматривая «Большой Алтай» как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории, стоит отметить, что Алтай является важным культурно - историческим центром, вобравшим в себя элементы множества культур, исторические ценности, а также культурное наследие. Важным на современном этапе развития является взаимодействие между государствами «Большого Алтая». А начинается это взаимодействие со сферы образования, которая помогает преодолеть языковой барьер и формирует толерантность.